Найти тему
Дважды аутизм

Аутизм. Стереотипное поведение

Наверное, все, кто сталкивался с аутизмом, так или иначе сталкивались и со стереотипным поведение.  

Оно представляет собой повторяемость действий и ограниченность интересов. И является одним из критериев диагностики аутизма. 

У нас в доме два аутиста. И со стереотипным поведением мы столкнулись тоже дважды. 

Тим 7 лет
Эля 4 года
РАС

С Тимом сложнее. С Элей проще. Но проявления тоже есть и довольно сильные. 

Она не любит менять привычную обстановку вокруг себя.

Например, смена любимого постельного белья может привести к полному отказу от ее кроватки. 

Зубная паста должна быть только одного вкуса. 

Полное нежелание пробовать новую еду. 

Отказ от переодевания. 

И даже я дома должна быть одета в определенную майку. Однажды я уже «потеряла» любимую маечку Эли. Эля погрустила немного и выбрала другую.

К стереотипному поведению можно отнести и ее игры. Только мягкие игрушки и нежелание впускать в свой мир что-то новое. Эля с ними везде. Дома, в садике, в машине и магазине. И спит тоже с ними. Они покрывают полностью ее кровать. Они заполонили весь наш дом. 

Но, наверное самое сильное стереотипное поведение у Эли - это привычная баночка протеинового коктейля, который она пьет из силиконовой трубочки. Только так и никак иначе. Нет даже речи, чтобы перелить напиток в кружку. Пока что мы пытаемся хотя бы заменить трубочку. Но все безуспешно. Отказ настолько сильный, что Эля лучше предпочтет остаться голодной. Причем, мы пробовали произвести замену трубочки на максимально приближеный вариант. Тот же силикон. Тот же диаметр трубочки. Но немного короче. Получаем твердый, непреклонный отказ. 

И, если говорить о коррекции аутизма, то для нас, замена трубочки - это задача номер один. Задача, которую мы не можем решить уже года два как. 

С Тимом все еще сложнее. Стереотипные действия у него проявляются в течение дня в виде хождения туда-сюда. Задает по много раз один и тот же вопрос. Так же по много раз рассказывает интересные для него факты. Лепит из пластилина маленькие машинки. И, казалось бы, что может быть более безобидное?! Но Тим не может без пластилина. С пластилином он читает, кушает, занимается физкультурой, смотрит телевизор и даже играет на компьютере. 

Самые ранние стереотипные проявления мы стали замечать в Тимины два года. Он выстраивал машинки в длинные ряды и делил их на группы по цветам.

Часто советуют для достижения улучшений в поведении, поддерживать постоянство.

Я с этим не согласна. Постоянство может помочь нам кратковременно. Здесь и сейчас. Коварство постоянства заключается в том, что оно не способно корректировать долгосрочное поведение. 

Тим переносит очень тяжело изменения в жизненных обстоятельствах. 

Сейчас у нас закрыли дорогу. Ремонтируют мост. Ездим окружными путями. Тим, зная это, начинает нервничать заранее. В дороге он кричит, что мы заблудились, что мы приехали не туда, куда надо. И продолжает кричать даже после того, как мы прибыли в пункт назначения. Говорит, что это не тот город, который нам нужен. По определению это не может быть нужный город. Ведь мы ехали другой дорогой. А другая дорога ведет не туда.

-2

А сегодня утром задержался школьный автобус. Обычно он забирает детей от дома в 8:30. Незадолго до выхода, нам позвонили и предупредили, что автобус задерживается минут на десять. 

Что тут началось! Не помогло даже то, что автобус все-таки приехал. 

Настроение было испорчено напрочь. 

И все потому, что автобус по своему определению должен стоять у нашего дома в 8:30. А если он приехал в 8:40, то это и не автобус вовсе. 

В школе Тим не мог успокоиться. Его раздражала каждая мелочь. А тут еще и весь класс ушел на урок музыки…

В итоге, мы забрали Тима домой.

Конечно, с одной стороны, можно стараться придерживаться постоянства в повседневной жизни. Но никто ведь не застрахован от сломанного автобуса или ремонта дороги. И что тогда? Апокалипсис? Как жить с ребенком, которого пугают перемены? А если таких детей двое? 

Поэтому, несмотря на такую бурную реакцию, мы все равно поедем в город по объездной дороге. Мы выдержим очередной крик. И, пусть не сегодня, и даже не завтра, но Тим сбавит натиск. 

Так, кстати, произошло с ремонтом дороги и в этот раз. Сегодня Тим сделал слабую попытку возмутиться. На что мы сотый раз спокойно объяснили, с чем это связано. Тим проглотил информацию и остаток пути мы ехали молча. 

Конечно, это не значит, что мы нескончаемо мучаем своих детей новизной. Нет. Всему нужна мера. И тут важен баланс. Очень важно состояние ребенка. 

Часто мы сами используем стеретипию с нашими детьми. Например, когда случился мелтдаун. Каждый раз мы затеняем окна и убираем речь. 

Стараемся не нагружать детей новизной, если они болеют или если у них был тяжелый день. 

Но вообще, получение нового опыта и новых впечатлений считаем важным составляющим в коррекции аутизма.