("Мышиная охота", Mouse Hunt, 1997, США)
Уж не знаю, изучают ли на современных режиссерских курсах историю Гора Вербински, но в будущем она наверняка заслужит своей главы в учебниках. Потому что более "неровной" карьеры, чем у него, - прямо-таки американские горки, а не карьера, - в мире кино найти трудно.
Смотрите сами: стартовал в большом кино "рокерный" клипмейкер, а также тёзка египетского бога Гора по фамилии Вербински удачно - вот с этой ураганной экшен-комедии, что и в прокате неплохо отбилась, и на VHS потом зазвездилась. Правда, свой второй блин Гор пёк довольно долго, целых четыре года. Однако ироничные криминальные приключения Брэда Питта и Джулии Робертс под названием "Мексиканец" тоже понравились зрителю. Настолько, что Вербински тут же поручили... ремейчить культовый японский ужастик "Звонок". Который, в отличие от многих голливудских переделок импортных картин, стал-таки прокатным хитом. А заодно пропуском Гора уже в олимпийскую режиссерскую лигу с ее толстыми, как страдающий булимией кит, бюджетами и прочими "ништяками".
А далее, как всем известно, грянула сытая эпоха "Пиратов Карибского моря". Где пусть недолго, - на протяжении лишь пятилетки, - но Вербински купался в лучах такого успеха, что его сияние можно было заметить без телескопа даже с Плутона. Вдогонку чему Гор снял еще и отличный полнометражный мультик "Ранго", за что отхватил наконец-то давно подмигивающий ему Оскар. А затем, беззаботно смеясь, снова взял в охапку Джонни Деппа с очередным крутым бюджетом и пошел снимать "Одинокого рейнджера", даже не подозревая, чем эта его новая затея обернется.
А обернулась она таким раскатистым кассовым фиаско, что от шока Вербински впал в режиссерскую кому на целых четыре года. Выйдя из которой, снял за 40 миллионов "зеленых" денег неплохой оригинальный триллер "Лекарство от здоровья"...
...И снова потерпел фиаско, не отбив в кинотеатрах даже половину этого смешного, по меркам Гора, бюджета! После чего сказал "Да ну вас, таких неблагодарных зрителей, нафиг!" и вновь с досады впал в творческую кому, где пребывает поныне. И лишь обозначенный в его планах, некий фантастический триллер "Spaceless" намекает на то, что прохлаждаться в коматозном режиме до конца своих дней Вербински всё-таки не намерен. Хотя, судя по отсутствию из тех пампасов новостей, как-то там всё у него, похоже, не очень шоколадно.
Но вернемся к нашим баранам... или, вернее, к той маленькой серой мышке, что привела Гора к всемирной славе и распуханию его кошелька.
Действительно, идея снять киновариант "Тома и Джерри" - классического, черно-юморного, а не слащаво-приторного, как поздний, - была замечательной. Да и ее исполнение благодаря дарованию Вербински не подкачало. Никакого проклятия "первого блина" не случилось. Уже со своей дебютной картины Гор дал понять, насколько недюжинный у него талант и понимание, каким должно быть популярное кино в грядущем 21 веке. Отчего "Мышиная охота" и по сей день выглядит ничуть не архаично, более того - даст в плане качества солидной форы многим современным комедиям.
Несмотря на то, что злыдень-кот с красноречивым "погонялом" Котзилла в этой истории тоже будет, главный ее герой всё же не он, а два недотёпистых брата Ларс и Эрни (Н. Лейн и Л. Эванс), унаследовавшие от скончавшегося отца аж целую фабрику. Разве что по производству не прибыльного хайтека, а ныне почти никому не нужного шпагата - настоящего, веревочного, а не того, которым торговал в свое время Ван Дамм. Однако продать убыточный отцовский бизнес братаны не могут, хотя и очень хотят - дали такую клятву батьке на его смертном одре. Отчего теперь тяжко страдают, и финансово, и по другим мучительным пунктам. Так, что оба в конце концов оказываются выгнанными на улицу...
...Но, к счастью, ненадолго, ведь кроме фабрики они унаследовали от отца еще и заброшенный старинный особняк. Где они от безысходности и поселились, пока еще не зная, что на самом деле домик сей - забытое произведение архитектурного искусства, стоящее баснословные деньги. О чем, естественно, Ларс и Эрни вскоре узнают, только на радостях продавать свою недвижимость сразу не побегут. И правильно - зачем же делать это без аукциона, уж коли нашлось так много желающих за нее раскошелиться? Надо было лишь провести в доме хороший ремонт, и дело в шляпе.
Правда, есть одна маленькая, но большая проблема - чертова мышь, живущая здесь буквально за плинтусом! Почему маленькая, понятно. А почему большая - так вы попробуйте ее прикончить, чтобы самому при этом не лишиться душевного и физического здоровья. В теории-то оно легко, но вот на практике...
Короче говоря, эпичнейшей битве Ларса и Эрни со стратегически гениальной, как целый взвод Наполеонов, мышью и посвящен фильм. Суровый, но гомерически смешной, - то есть в лучших традициях Гора Вербински той поры, когда он и впрямь был еще о-го-го как крут и неподражаем.
***
В общем, шикарный крышесносный фильм - как говорится, "да шоб все в кино так дебютировали". Жаль только, что сыгравшим в нем актерам повезло уже не так, как его создателю Вербински. Но, по крайней мере, свой маленький, но яркий след в кинокомедиях 90-х они оставили, ибо честной народ уж точно не забыл "Мышиную охоту" и до сих пор с удовольствием ее пересматривает. Так же, как поклонники маэстро Кристофера Уокена, сыгравшего здесь одну из своих самых экстравагантных и безбашенных ролей - шизоидного крысолова, умеющего анализировать мышиный помет... на вкус. И хоть роль у него тут не ведущая, но "развидеть" её у вас уже никогда не получится, и не надейтесь.
Иными словами, если вы вдруг до сих пор не в курсе, как выглядят 100-минутные праздники, то вот он, один из них, прямо перед вами. Гарантированный и вызывающий желание регулярно его повторять.
Трейлер фильма: