Найти в Дзене

Китайские студенты

Оглавление

50 китайцев, поступившие к нам на первый курс в прошлом году, были только пробным шаром. В этом году их в несколько раз больше. Новоприбывшим решили устроить неделю русского языка (видимо, чтобы они прочувствовали, куда попали), освободив от всех предметов медицинского вуза, кроме РКИ.

В этой группе 33 студента. Для языковых занятий очень много.
В этой группе 33 студента. Для языковых занятий очень много.

Сделали несколько огромных групп и отправили преподавателей обучать новых студентов русскому языку. Так я и познакомилась, наконец, с китайцами. Вот первые впечатления после нескольких занятий.

Плохое зрение

Очень много китайских студентов носят очки. И в очках они видят тоже плохо. Один, чтобы прочитать текст с доски, подошел к ней практически вплотную.

Вода

Большинство (если не все) приносит воду в бутылках или термосах. Я ничего против не имею (сама с термосом прихожу на занятие), и студенты постепенно перестают прятать свои бутылки с водой, держать их на полу под столом. Воду могут пить во время занятия, но стараются делать это более-менее незаметно.

Безынициативность

Многонациональная группа, с которой уже два месяца занимаюсь, супер активна. Студенты с удовольствием выходят к доске, демонстрируют умения, задают вопросы. С китайцами все не так. Они предпочитают отсидеться за коллективом. Первую девушку, вызвавшуюся добровольцем (написать на доске два слова), провожали аплодисментами, когда она шла к доске, и когда возвращалась на свое место тоже.

Линейность

Тренируем чтение. Объясняю правила игры в «Морской бой»: надо найти 10 кораблей, называя клетки. Из слова по горизонтали и слова по вертикали получается фраза-вопрос. Попали - отвечаю на этот вопрос «да», не попали - «нет». Первую ячейку открывают левую верхнюю, в углу. Второй открывают соседнюю справа. Потом снова правую соседнюю. На четвертой я поняла, что китайцы собрались называть ячейки подряд, двигаясь слева направо. «Нет, - говорю, - так не пойдёт. Ищем корабли не только в первом ряду». Ну что, следующую ячейку открыли крайнюю во втором ряду, и так же пошли открывать второй ряд подряд.

Наверное, упорядоченность - это хорошо. Но не всегда такая тактика будет выигрышной.

Пропасть между студентом и преподавателем

У многих народов принято уважительное отношение к учителю. И я не могу сказать, что мы со студентами стоим на одном уровне. Но всё же, по большей части, преподаватель у нас это, скорее, помощник. Такой ресурс, данный студенту для достижения целей обучения. Студент учится самостоятельно, а преподаватель направляет (выбирая тактику исходя из индивидуальных особенностей) и консультирует.

Китаец с задней парты, оказывается, недопонял материал урока, но вопрос в экране переводчика передал через китайского куратора.

На столе мячик. Бросаю его конкретному студенту, когда задаю вопрос. Иначе отвечают все вместе. Точнее, одни отвечают, другие создают видимость работы.
На столе мячик. Бросаю его конкретному студенту, когда задаю вопрос. Иначе отвечают все вместе. Точнее, одни отвечают, другие создают видимость работы.

Вообще, на задних партах информация воспринималась с трудом, особенно учитывая плохое зрение студентов, но почти никто не пытался обозначить проблему и решить её. Как будто не хотели тревожить лаоши.

На этом фоне выделялась одна студентка, которая могла подойти и пообщаться, через гугл переводчик или по-английски. Один раз даже на перемене, когда я включила песню «Конь», спросила, слушаю ли я тоже песни Любе. Это выглядело очень необычно, потому что остальные держали почтительную дистанцию. Потом узнала, что девушка уже год училась в России.

Коллективисты

Несомненно, каждый студент индивидуален, но коллективного у китайцев больше, чем у других моих студентов. Иногда группа похожа на один организм. И даже, кажется, самим китайцам вполне комфортно быть частью этого организма.