Найти тему

Секреты сибирской глубинки. Завод в гранитной скале

Оглавление

«Игорь Васильевич, ускорьтесь!»
Эти три слова, согласно легенде, сказал Сталин Курчатову, позвонив ночью из Потсдама, когда узнал на конференции об успешных испытаниях ядерного оружия в США.

Игорь Васильевич Курчатов
Игорь Васильевич Курчатов

Задумываться о ядерном оружии в СССР начали ещё в 1942 году, но обстановка в мире после победы в Великой Отечественной войне была такова, что действительно, стоило «ускориться».

При работе над проектом не жалели ни сил, ни денег, ни людей. Во главе работ стоял Берия и к 1949 году СССР получил собственную атомную бомбу.

Однако единственного экземпляра бомбы недостаточно. Необходимо было поставить на поток создание этого мощного оружия, а для этого необходимо наладить выпуск зарядов, в основе которых – радиоактивные вещества – уран-235 и плутоний-239. Было необходимо наладить производство этих элементов.

Такие стратегические предприятия не могли быть построены в европейской части нашей страны – безопасность такого производства очень важна. Поэтому ещё в конце 40-х под Челябинском и Томском построили заводы по производству оружейного плутония. Однако это было не 100 % безопасное размещение заводов. Специалисты пошли дальше и решили вырубить завод в скале.

Так появился проект подземного ядерного завода далеко от западных границ страны в удобном, с точки зрения инфраструктуры, месте – под Красноярском на берегу Енисея.

Предприятие «Скала»

Вообще, построить завод дело непростое. А завод по производству радиоактивного вещества, да ещё в горной скале – задаче в десять раз сложнее!

В граните вырубили подземные помещения, соединив их в гигантскую систему туннелей, залов и переходов. Одно только помещение под реактор сделали высотой 70 м.

Оборудовали помещения вентиляцией, электроэнергией и водой. Красноярская ТЭЦ обеспечивала электроэнергию, но позже электричество давал один из реакторов самого завода.
Обеспечили транспортную доступность и всю необходимую логистику, подведя железнодорожную ветку.

-2

«Гвозди бы делать из этих людей…»

Чьими силами всё это строилось?
Как было принято тогда – силами заключённых и комсомольцев-добровольцев.

Недалеко от развернувшегося строительства организовали лагерь «Гранитный», перевестись в который в те времена считалось за благо, потому что если выживешь, то день работы там считался за три.

Вместе с заводом рядом рос абсолютно закрытый город на 100 тыс. человек. Специалисты сюда съезжались со всей страны, требовались проходчики шахт и метростроевцы. Название город официального тогда так и не получил, между собой назывался Красноярск-26, а в наше время называется Железногорск.

-3

Первый реактор в 200-метровой толще гранита заработал в 1958 году. В 1961 и 1964 годах ввели в строй ещё два реактора. Предприятие получило название «горно-химический комбинат» или по кодовому слову – «Скала» и всё что с ним было связано, облагалось высшим грифом секретности.

Производственный процесс заключался в обогащении урана-238 и превращении его в оружейный плутоний, который уже отгружался заводам-изготовителям ядерных боеприпасов.

Возрождение предприятия

В 1994 году предприятие перестало выпускать плутоний и переключилось на производство телевизоров, хотя последний реактор работал до 2010 года.

Таким образом, перед руководством предприятия стала дилемма – с одной стороны, завод как производитель плутония больше не нужен и оборудование уже устарело. С другой – это уникальное предприятие, которое хотелось бы использовать по назначению.

И работу предприятию нашли!

Причём такую, позволить которую может себе не всякая страна – на нём проводится утилизация и переработка отработанных топливных элементов атомных электростанций. На их основе производится ядерное топливо для реакторов на быстрых нейтронах. Также на предприятии организована надёжная и безопасная для окружающей среды система хранения радиоактивных отходов. Планируется участие в работах по производству радиоактивных материалов для медицинской сферы.

Компания СЛТ полностью поддерживает и участвует в модернизации производств. Потому что это реальная возможность не только продлить жизнь производству, но и получить от него максимальную пользу для общества. Подробнее об услугах СЛТ читайте здесь.