Найти тему
Слова и музыка Матецкого

GEORGE HARRISON: НОВАЯ БИОГРАФИЯ

После книг о Ленноне (“John Lennon: The Life”) и «Битлз» (“Shout!: The Beatles in Their Generation”) автор Филип Норман (Philip Norman) решил обратиться к истории жизни «тихого битла» Джорджа Харрисона (George Harrison).

Книга “The Reluctant Beatle” («Битл поневоле») только что вышла в издательстве Simon & Schuster и, как утверждает автор, «при ближайшем рассмотрении выяснилось, что его “ник” совсем не соответствует действительности». Но об этом чуть позже.

-2

Как известно, Джордж Харрисон скончался 29 ноября 2001 года после четырехлетней борьбы с онкологическим заболеванием. Ему было 58 лет. Его смерть, конечно же, пробудила воспоминания об убийстве Леннона в 1980 году, но эти два события отличались не только обстоятельствами. Трагическая гибель Джона заставила буквально разрыдаться всё человечество – люди остро ощущали потерю пускай своенравного, но дорогого сердцу друга. С Джорджем, смерть которого была связана с долгой и коварной болезнью, была другая ситуация – да, миллионы тоже оплакивали музыканта, но оплакивать его, как бы, было гораздо меньше причин - по поводу Джорджа всегда было ощущение, что он ещё при жизни находился на небесах.

-3

И хотя в последние годы он любил называть себя «битлом эконом-класса» - шутка, надо сказать, не беспочвенная: авторский дуэт Леннона-Маккартни постоянно давил на Харрисона, - он за счет своего таланта и настойчивости смог добраться до «салона первого класса». Конечно же, имеются в виду такие его песни, как “While My Guitar Gently Weeps”, “Something”, “Here Comes the Sun”, “My Sweet Lord”…

Как гитарист, он также занял почётное место в пантеоне героев 60-х - наряду с Эриком Клэптоном (Eric Clapton), Джими Хендриксом (Jimi Hendrix), Джеффом Беком (Jeff Beck) и Джимми Пейджем (Jimmy Page). И хотя сам Джордж никогда не оценивал себя выше, чем «хороший игрок» и не претендовал на техническое совершенство, его битловские гитарные «придумки» разучивали миллионы музыкантов во всём мире.

-4

Ну а появление в сфере его интересов индийской религии, философии и музыки сделало Харрисона полумифическим персонажем рок-тусовки 60-х.

-5

Новая книга, как подчёркивает автор, «претендует на глубину», поэтому в ней есть и неприглядные истории. Дело в том, что, наряду с благородной благотворительностью, Джордж известен и тем, что соблазнил первую жену Ринго (Ringo Starr) Морин (Maureen Starkey).

-6

Норман также пишет о том, что «противоречивый тихоня» на самом деле был «не менее словоохотливым, чем Джон на пресс-конференциях». «Джордж принял на себя роль “рабочей лошадки” в виде гитариста-труженика, покорно корпящего над грифом, в то время как Джон и Пол боролись за внимание», - пишет Норман. – «Но за кулисами он был самым обидчивым и темпераментным из всех четверых. Он выступал против “материального мира”, но написал песню “Taxman”, в которой жаловался на высокий подоходный налог; потратил годы на любовную реставрацию своего 30-комнатного готического особняка во Фрайар-Парке, но заложил его, чтобы профинансировать фильм “Life Of Brian” своих друзей из команды “Монти Пайтон”».

-7

«Мне потребовалось несколько лет, чтобы приступить к написанию биографии Джорджа», - признаётся Норман. – «Почти всё, что я знал о Джордже, уже вошло в мою книгу о Beatles 1981 года "Shout!", которая закончилась распадом группы и почти не касалась их сольных карьер. Моим намерением было противодействовать тому потоку информации, который другие авторы и коллеги Джорджа изливали в печать. Уж очень в этих комментариях было много амнезии! “На самом деле он был просто моим младшим братом”, - заявил как-то сэр Пол, хотя даже братья из королевской семьи вряд ли смогли бы сравниться по нападкам друг на друга с “the fab four” в пост-битловские годы. Я хотел понять парадокс бытия Джорджа: думаю, что искусственное понижение его рейтинга – ему разрешалось иметь лишь по паре песен на альбоме Beatles, - подорвало его уверенность в себе. Исследуя множество самых различных фактов биографии Джорджа, я решил назвать книгу “Битл поневоле”. При этом я с удивлением обнаружил, что в “тихоне” ("the quiet one") было больше граней, чем когда-либо предполагали его поклонники. Я бы даже сказал, что на его фоне другие участники "Битлз" показались мне одномерными. Его отец вспоминал, как мгновенно Джордж мог переключиться с индуистского благочестия на “желание просто выпить и повеселиться”. Это был одновременно перфекционист-продюсер и гитарист, автор песен и кришнаит, искатель талантов и босс лейбла. Он даже был своего рода киномагнатом, который помог возродить британское кино в 80-х, и фанатом Формулы-1. Ну и, конечно же, это был страстный садовод, утверждавший, что его запомнят скорее как садовника, чем как музыканта».

И далее Норман продолжил: «Само разнообразие его занятий и интересов, по сути, помогало ему оставаться в тени. Ибо, хотя существует множество книг о чем–то конкретном, - его игре на гитаре, его духовных поисках, его садовых увлечениях, – ни одна из них не даёт полной оценки личности, не пытается объяснить этого неуловимого человека в целом. Именно это побудило меня написать биографию третьего "Битла", хотя я заранее смирился с тем, что мне предстоят серьезные препятствия».

Об этих препятствиях поговорим в пятницу: напоминаю, с 14:00 до 17:00 на МАЯКе.