После книг о Ленноне (“John Lennon: The Life”) и «Битлз» (“Shout!: The Beatles in Their Generation”) автор Филип Норман (Philip Norman) решил обратиться к истории жизни «тихого битла» Джорджа Харрисона (George Harrison).
Книга “The Reluctant Beatle” («Битл поневоле») только что вышла в издательстве Simon & Schuster и, как утверждает автор, «при ближайшем рассмотрении выяснилось, что его “ник” совсем не соответствует действительности». Но об этом чуть позже.
Как известно, Джордж Харрисон скончался 29 ноября 2001 года после четырехлетней борьбы с онкологическим заболеванием. Ему было 58 лет. Его смерть, конечно же, пробудила воспоминания об убийстве Леннона в 1980 году, но эти два события отличались не только обстоятельствами. Трагическая гибель Джона заставила буквально разрыдаться всё человечество – люди остро ощущали потерю пускай своенравного, но дорогого сердцу друга. С Джорджем, смерть которого была связана с долгой и коварной болезнью, была другая ситуация – да, миллионы тоже оплакивали музыканта, но оплакивать его, как бы, было гораздо меньше причин - по поводу Джорджа всегда было ощущение, что он ещё при жизни находился на небесах.
И хотя в последние годы он любил называть себя «битлом эконом-класса» - шутка, надо сказать, не беспочвенная: авторский дуэт Леннона-Маккартни постоянно давил на Харрисона, - он за счет своего таланта и настойчивости смог добраться до «салона первого класса». Конечно же, имеются в виду такие его песни, как “While My Guitar Gently Weeps”, “Something”, “Here Comes the Sun”, “My Sweet Lord”…
Как гитарист, он также занял почётное место в пантеоне героев 60-х - наряду с Эриком Клэптоном (Eric Clapton), Джими Хендриксом (Jimi Hendrix), Джеффом Беком (Jeff Beck) и Джимми Пейджем (Jimmy Page). И хотя сам Джордж никогда не оценивал себя выше, чем «хороший игрок» и не претендовал на техническое совершенство, его битловские гитарные «придумки» разучивали миллионы музыкантов во всём мире.
Ну а появление в сфере его интересов индийской религии, философии и музыки сделало Харрисона полумифическим персонажем рок-тусовки 60-х.
Новая книга, как подчёркивает автор, «претендует на глубину», поэтому в ней есть и неприглядные истории. Дело в том, что, наряду с благородной благотворительностью, Джордж известен и тем, что соблазнил первую жену Ринго (Ringo Starr) Морин (Maureen Starkey).
Норман также пишет о том, что «противоречивый тихоня» на самом деле был «не менее словоохотливым, чем Джон на пресс-конференциях». «Джордж принял на себя роль “рабочей лошадки” в виде гитариста-труженика, покорно корпящего над грифом, в то время как Джон и Пол боролись за внимание», - пишет Норман. – «Но за кулисами он был самым обидчивым и темпераментным из всех четверых. Он выступал против “материального мира”, но написал песню “Taxman”, в которой жаловался на высокий подоходный налог; потратил годы на любовную реставрацию своего 30-комнатного готического особняка во Фрайар-Парке, но заложил его, чтобы профинансировать фильм “Life Of Brian” своих друзей из команды “Монти Пайтон”».
«Мне потребовалось несколько лет, чтобы приступить к написанию биографии Джорджа», - признаётся Норман. – «Почти всё, что я знал о Джордже, уже вошло в мою книгу о Beatles 1981 года "Shout!", которая закончилась распадом группы и почти не касалась их сольных карьер. Моим намерением было противодействовать тому потоку информации, который другие авторы и коллеги Джорджа изливали в печать. Уж очень в этих комментариях было много амнезии! “На самом деле он был просто моим младшим братом”, - заявил как-то сэр Пол, хотя даже братья из королевской семьи вряд ли смогли бы сравниться по нападкам друг на друга с “the fab four” в пост-битловские годы. Я хотел понять парадокс бытия Джорджа: думаю, что искусственное понижение его рейтинга – ему разрешалось иметь лишь по паре песен на альбоме Beatles, - подорвало его уверенность в себе. Исследуя множество самых различных фактов биографии Джорджа, я решил назвать книгу “Битл поневоле”. При этом я с удивлением обнаружил, что в “тихоне” ("the quiet one") было больше граней, чем когда-либо предполагали его поклонники. Я бы даже сказал, что на его фоне другие участники "Битлз" показались мне одномерными. Его отец вспоминал, как мгновенно Джордж мог переключиться с индуистского благочестия на “желание просто выпить и повеселиться”. Это был одновременно перфекционист-продюсер и гитарист, автор песен и кришнаит, искатель талантов и босс лейбла. Он даже был своего рода киномагнатом, который помог возродить британское кино в 80-х, и фанатом Формулы-1. Ну и, конечно же, это был страстный садовод, утверждавший, что его запомнят скорее как садовника, чем как музыканта».
И далее Норман продолжил: «Само разнообразие его занятий и интересов, по сути, помогало ему оставаться в тени. Ибо, хотя существует множество книг о чем–то конкретном, - его игре на гитаре, его духовных поисках, его садовых увлечениях, – ни одна из них не даёт полной оценки личности, не пытается объяснить этого неуловимого человека в целом. Именно это побудило меня написать биографию третьего "Битла", хотя я заранее смирился с тем, что мне предстоят серьезные препятствия».
Об этих препятствиях поговорим в пятницу: напоминаю, с 14:00 до 17:00 на МАЯКе.