Найти тему
Эпонимы и Мы

КОБРА ПУГАЧЁВА

С названием этой фигуры высшего пилотажа связано много мифов. Дескать, КОБРА ПУГАЧЁВА в реальном бою, когда противники гоняются друг за другом на огромных, позволяет внезапно "остановиться" в воздухе, пропустив врага вперёд, и ударить ему в тыл. Или, я такое тоже слышал, это позволяет резко изменить траекторию полёта, что, в свою очередь, помогает уйти от ракеты - та, якобы, не способна столь резко поменять маршрут и либо уходит в сторону, либо просто ломается от перегрузок. И ещё - мол, подобную фигуру изобрёл наш лётчик, когда воевал в Афгане. Именно там он нашёл способ обмануть американский "Стингер". А выполнить эту фигуру могут только наши пилоты и только на наших самолётах, иностранцы не умеют и боятся это делать, потому что их машины могут развалиться.

Насколько всё это соответствует действительности?

Начнём с того, что впервые подобный манёвр кратковременного выхода на сверхбольшие углы атаки был выполнен в конце 1950-х - начале 1960-х годов безымянным шведским пилотом на истребителе Saab 35 Draken. Это машина отличалась капризным нравом, была склонна к глубокому сваливанию по причине отсутствия горизонтального хвостового оперения. И лётчиков на тренировках специально учили тому, как поступать в подобной ситуации. В процессе был предложен такой вот оригинальный способ, который, кстати, сами шведы называли фехтовальным термином Kort parad, по-видимому, в силу его сходства с коротким защитным движением клинка.

А в 1967 году, в небе над Сирией, то же самую фигуру на советском истребителе МиГ-21 выполнил сирийский пилот Мухаммад Мансур (как утверждают западные авиаэксперты - чисто случайно). Что-то мне подсказывает, что настоящая фамилия этого пилота заканчивается на -ов или -ев, максимум, -ко, и манёвр тот был частью подготовки к реальной схватке. Однако факт налицо: арабские лётчики в боях с израильскими пилотами в 1973 году практиковали и такое. Правда, об эффективности манёвра тоже сведений почему-то нет.

Но это всё было известно, до поры, лишь профессионалам. Именно они, в режиме секретности, долгие годы исследовали поведение самолётов в режимах сверхманёвренности.

А вот словосочетание КОБРА ПУГАЧЁВА применительно к данному манёвру стало известным на весь мир после демонстрации на авиасалоне во французском Ле-Бурже возможностей нашего Су-27. И эпоним своему появлению обязан нашему лётчику-испытателю Виктору Пугачёву. Хотя до этого, ещё в 70-х, другой советский пилот, Игорь Волк, уже делал то же самое, правда, не на публику. Как раз у него всё получилось абсолютно непреднамеренно, в ситуации, близкой к катастрофе: из-за ошибки управления самолёт вышел на закритические углы атаки и электродистанционная система управления рулями перестала функционировать. Чтобы спасти машину, Волк отключил автоматику и внезапно обнаружил, что истребитель самостоятельно вернулся к горизонтальному полету. Позднее он совершал это маневр не раз, и даже составил инструкцию для его выполнения.

В Ле-Бурже народ был потрясён, увидев, как русский пилот творит в воздухе то, что до него людям не показывали. Например - "останавливается в воздухе" и "летает, хвостом вперёд"!!! Так, с чьей-то лёгкой руки, и возникла герпетологическая ассоциация, благодаря которой в лексикон авиаторов вошло словосочетание КОБРА ПУГАЧЁВА. Миллионы людей в мире внезапно осознали пронзительную истину - оказывается, у русских есть машины, которые ничуть не хуже западных, и они могут летать, ничуть не хуже натовских пилотов!

-2

Этот манёвр на Су-37 получается даже более зрелищно, ибо в процессе его выполнения машина выходит на угол атаки до 180° (Су-27 - только 110°). При этом, что самое важное, она даже не теряет высоту.

С точки зрения практической значимости, КОБРА ПУГАЧЁВА, действительно, позволяет получить реальное преимущество в ближнем воздушном бою за счёт резкого снижения скорости. А кроме того, подобный финт сбивает с толку РЛС противника с функцией селекции движущихся целей (затормозил - пропал с радаров).

Но в целом это больше "балет", нежели что-то действительно полезное. Поэтому подобную фигуру охотно исполняют на всяких авиашоу, но вряд ли кто-то решится попробовать нечто подобное, например, в небе над Украиной. Потому что тут вам не там, тут могут и сбить.

Зато как демонстрация возможностей самолёта это очень даже огого, люди сразу видят и мастерство пилота, и потенциал машины.

Что же касается "никто, кроме мы", стоит напомнить один важный момент: "кобру" (без упоминания чьей-либо фамилии) могут выполнять самые разные пилоты на самых разных машинах, а некоторые - даже ещё и с бомбами под крыльями (например - McDonnell Douglas F/A-18 Hornet).

Что никак не умаляет заслуг нашего авиапрома и героизма советско-российских лётчиков.

Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Пугачёв,_Виктор_Георгиевич
Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Пугачёв,_Виктор_Георгиевич

Виктор Георгиевич Пугачёв (родился 8 августа 1948) - советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник в отставке.

Родился в Таганроге, Ростовская область. После школы поступил в Ейское военное авиационное училище имени Комарова. Став лётчиком-инструктором, обучал курсантов на самолётах Су-7У и Су-7Б.

Потом его зачислили в Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. В новом статусе он испытывал самолёты МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31.

Интересно, что параллельно с этим он её и учился в Московском авиационном институте, который закончил в октябре 1980 года. После этого ему предложили перейти на работу в ОКБ имени Сухого. И там он стал ведущим лётчиком по испытаниям Су-27. А попутно установил на этом самолёте ряд мировых рекордов - по скороподъёмности на высоты 3, 6, 9 и 12 тысяч метров.

Пугачёв стал первым советским пилотом, который отработал параметры взлёта и посадки на палубу авианесущего корабля на самолётах Су-2, Су-27 и Су-27К. Причём как днём, так и ночью.

После легендарного выступления в 1987 гоу на Ле-Бурже ему дали премию имени Н.Е,Жуковского с формулировкой "За участие в отработке режимов сверхманёвренности".

Этот человек участвовал в выборах 2011 года в Московскую областную думу,, более того, он туда даже прошёл! Но... отказался от мандата, заявив: "Я посчитал нецелесообразным находиться в Думе. Тем более наш город проголосовал не в пользу «Единой России»".

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!