Найти в Дзене
Учёная учител_ка

Природа окружающего мира

Кажется, все знают как аксиому, что учебники по окружающему миру не представляют из себя ничего дельного. Будто их составители имели тематический план к изучению в определенной параллели, а дальше открывали соответствующий раздел энциклопедии, вставляя дальше каждый термин в учебник для младших школьников. В итоге получился сборник малосвязанных фактов, а учителю необходимо самостоятельно вычленять цель занятия вместо знакомства с разными терминами. Для курса окружающего мира мне нравится сайт Дети и наука, но и оттуда материалы надо адаптировать под реалии школьного урока. Сегодня поделюсь планом урока про царства живой природы. В системе «Начальная школа XXI века» год начинается с раздела про изучение космоса, Земли, окружающего мира и взаимодействия с ним и после этого начинается большой блок о живой природе. Повторюсь, что это отдельные темы про выборочных животных, растений и других организмов. Поэтому мне показалось важным показать цельную структуру глобальной темы у учеников, чт

Кажется, все знают как аксиому, что учебники по окружающему миру не представляют из себя ничего дельного. Будто их составители имели тематический план к изучению в определенной параллели, а дальше открывали соответствующий раздел энциклопедии, вставляя дальше каждый термин в учебник для младших школьников. В итоге получился сборник малосвязанных фактов, а учителю необходимо самостоятельно вычленять цель занятия вместо знакомства с разными терминами.

Для курса окружающего мира мне нравится сайт Дети и наука, но и оттуда материалы надо адаптировать под реалии школьного урока. Сегодня поделюсь планом урока про царства живой природы.

В системе «Начальная школа XXI века» год начинается с раздела про изучение космоса, Земли, окружающего мира и взаимодействия с ним и после этого начинается большой блок о живой природе. Повторюсь, что это отдельные темы про выборочных животных, растений и других организмов. Поэтому мне показалось важным показать цельную структуру глобальной темы у учеников, чтобы будущие уроки складывались в одну картинку, и начать с отличительных черт живого.

Детям предложено найти свойства живого в филворде, а после проверить себя во время просмотра ролика.

Показываю задания по одному по ходу рассказа, но у меня они находятся все на индивидуальной распечатке для ученика
Показываю задания по одному по ходу рассказа, но у меня они находятся все на индивидуальной распечатке для ученика

То есть мы сначала даем им возможность заняться самостоятельным поиском информации, а после тренируем навык самооценивания. Кроме того, таким образом просмотр видео становится не бесцельным (что сопряжено с риском того, что из него мало что запомнится), а углубляющим знания о свойствах живого (тем самым еще проще запомнить).

Коротко повторяем 4 свойства, можно выписать их на доску, и то, почему они должны выполняться все сразу (желательно, чтобы дети придумали свои примеры).

Далее переходим к царствам природы. Объясняем задание, что они увидят второй ролик, во время которого надо будет вписать названия царств к себе на карту.

-2

По сути, мы работаем над составлением конспекта, однако младшим школьникам нужно больше поддержки в этом нелегком начинании, поэтому структура конспекта уже должна быть перед ними, а еще лучше - образная, как эта карта.

После этого записываем характерные признаки каждого из царств в соответствующую таблицу из видеокурса или учебника. А для растений, и животных есть подсказка в виде вариантов характеристик ниже. Их нужно распределить между ними. После этого смотрим сюжет уже про грибы и выделяем общие с растениями и животными характеристиками (именно поэтому расположила колонку грибов между ними).

-3

Но до этого на карте было 5 царств, ещё есть лишайники!

О них мы с вами узнаем на следующем уроке и также больше познакомимся с растениями!