Найти в Дзене

WWW ЛЕНИНГРАД – СПБ ТОЧКА РУ: ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПЕСНЯХ "ЛЕНИНГРАДА" И ЛИРИКЕ АХМАТОВОЙ

"Питер – красивый город, но провинция, в Москву ехать надо, в Москве вся сила..." Это абстрактное понятие – сила – лично для меня обнаруживается именно в Петербурге. Город крайне отличается от всех, где я была. Ближе всего к нему, наверное, Нижний Новогород.

Сегодня мы посмотрим на воплощение образа Санкт-Петербурга в песнях группировки "Ленинград" и стихотворениях Анны Ахматовой. Почти фильм "Барышня и хулиган":

И в ролях – мой любимый поэт-футурист, Владимир Маяковский
И в ролях – мой любимый поэт-футурист, Владимир Маяковский

В первую очередь, хочу отметить, что в некоторых произведениях поэтов (отдам дань Анне Андреевне) схожие черты – это одинокий лирический герой и, наряду с этим, любовная тематика:

В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись. "В последний раз мы встретились тогда…" (Анна Ахматова)
В городе холодном и фабричном,
Где сломались все мои мечты,
Понял я давно, что в этой жизни,
Мне нужна одна лишь только ты. "Ленинград"

Если что, то я ничего не перепутала местами, и последний пример – это творчество Сергея Шнурова, первый альбом "Пуля". Можно сказать, что в примерах выше Северная столица поделилась своим серым цветом, окрасив жизни лирических героев в такой же монохром.

-3

Вообще, в русской литературе многие одинокие герои живут как раз-таки в Петербурге (тот же Евгений из поэмы "Медный всадник" А.С. Пушкина. Спойлер: он вообще умудрился подраться с памятником Петру – наверное, "Зенит" просто проиграл ЦСКА).

Также отмечу портрет лирических героев. У Ахматовой, особенно если это любовная лирика, женщина уверена в себе, любит, но чаще всего остаётся несчастна. Например, в стихотворении "Песня последней встречи":

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки...
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»

Если говорить про Сергея Шнурова, то в раннем периоде его творчества — это хулиган, страдающий вредными привычками. Например, в песне "Света":

Не смотри ты, Света, так на мой наган.
Я обычный, питерский, дворовый хулиган
-4

Сейчас же лирический герой — это Петербургский интеллигент, для которого эпатаж уже не так важен:

А сердцем я люблю страну свою
А эта песня, в целом, о туризме
И для туристов я её пою "В Питере — пить"

Стоит также обратить внимание на внешнюю картинку самого города. Здесь мы не найдём жёлтого цвета, трамвайных путей. Например, в произведении "Стихи о Петербурге" Анны Ахматовой, в которых Культурная столица представлена с презентабельной стороны, которую обычно видят туристы:

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.

В песне "Не хочу быть москвичом" Сергей Шнуров также рисует ту самую культурную сторону Санкт-Петербурга:

Где он, скажите, Эрмитаж?
Где же Пушкин в кителе?
Не «Аллё» нам ваш «Гараж»,
Вся культура — в Питере!

Однако есть существенная оппозиция, свойственная творчеству группировки "Ленинград" в целом – это антитеза "Москва – Санкт-Петербург". Проблеме отрицательного отношения к столице даже посвящена целая песня — "Москва":

Вчера приснился сон прекрасный –
Москва сгорела целиком.

Подобной оппозиции у Ахматовой мы не найдём. Предположу, что Анна Андреевна, во-первых, не отдавала предпочтение только одному городу, а во-вторых — она родилась совершенно в другом месте — Одессе.

Однако петербуржцы, я уверена, не раз видели памятник Ахматовой, расположенный на берегу Невы, напротив СИЗО "Кресты". Сама Анна Андреевна завещала воздвигнуть постамент именно на этом месте:

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов. "Реквием"
-5

Мужа Анны Андреевны, легендарного поэта-акмеиста, Николая Гумилёва, расстреляли в 1921 году по подозрению в участии в "Таганцевском заговоре". А сына, Льва Гумилёва, арестовали в 1938 году. Именно к нему так рвалась Ахматова.

В заключение можно отметить, что даже у, казалось бы, кардинально разных людей, есть общие образы в создании Петербурга, а иногда даже совпадают его функции.

И напоследок хочу прикрепить плёночные фотографии города на Неве, которые я сделала самостоятельно:

Благодарю за внимание!