Круиз по Стране восходящего солнца
Начало смотри здесь
И пошли они, ветром гонимые, солнцем палимые… да не куда-нибудь еще, а домой, в родной Владивосток, по родному Морю-Окияну, который продолжал оправдывать свое название, данное ему Магелланом несколько веков назад. Расстояние до японского порта Сакайминато, в который «Палладу» пригласили на традиционный праздник моря, составляло 3 845 м. миль (8 118 км). Вот это уже серьезный по продолжительности этап перехода, в первую очередь на ограничения по пресной воде. Воду подавали в умывальники на 15 минут перед приемом пищи, умыться утром, зубы почистить, помыть руки… кто успевал – и голову!
Корабль нес всю парусину при спокойном, умеренном ветре курсами на бакштаг до галфвинда. Матросы палубной команды продолжали замену второго парадного комплекта парусов на первый, повседневный, рабочий, вахты шли своим чередом. Вахтенные курсанты на мостике отбивали склянки и рынду!
Здесь, видимо, необходимо пояснить, что такое РЫНДА! Многие сухопутные, да и почти все современные моряки под словом рында понимают колокол, в который звонят (некоторые по делу, а кто и баловства ради!) Так вот, РЫНДА – это особый звон в судовой КОЛОКОЛ, обозначающий наступление новых судовых суток. И звук этот представляет из себя ТРИ ТРОЙНЫХ УДАРА! На парусном флоте судовой день (сутки) начинался в 12.00 пополудни и звук рынды означал наступление новых судовых суток и окончание последней «вчерашней» вахты.
Парусные авралы звучали не часто и то только для подбрасопки реёв (изменение положения реев с парусами вслед за изменением направления ветра). Курсанты заканчивали занятия по планам практики и университетским программам, готовились к сдаче экзаменов на получение удостоверений матросов 2 класса. Экзамены эти являлись логическим завершением всей практики и при положительной аттестации давали право курсантам следующую практику проходить на судах флота матросами, зарабатывающими морской ценз для получения первого рабочего диплома судоводителя.
А чтобы немного разнообразить быт курсантской братии, на судне провели спартакиаду «Народов России»! Были составлены несколько команд и соревнования начались. Главным и особо почитаемым на флоте было, конечно же перетягивание каната, без которого не обходился ни один маломальский рыцарский турнир. Гири 24 кг, волейбол с сеткой на палубе грота и мячом на веревочке, бег на 1 км – по правому борту на бак, по левому – в корму. Победителей в каждом виде награждали под бурные аплодисменты болельщиков и команды, но и не победителей тоже отмечали памятной символикой «Паллады», вымпелами, знаками, дабы никому не было обидно. Одним словом, как всегда, победила дружба!
Плавание продолжительностью в три недели привело, как всегда и бывает, к окончанию в начале августа самого длительного этапа, который состоялся в Японском порту Сакайминато, живописно расположившегося на юго-западном побережье самого большого японского острова Хонсю перед входом в Корейский пролив.
Ежегодно в августе месяце японцы с широким размахом празднуют «День моря», который длится на самом деле не один день. А поскольку возвращение легендарной, по японским меркам, «Паллады» совпало с этими торжествами, то мы и были приглашены на это традиционное торжество. Вообще, японцы, живущие на островах, то есть у морской воды, очень почитают море – с одной стороны и Океан – с другой. Они даже море между материком и своими островами назвали японским и всем пришлось с этим согласиться.
А вот корейцы, когда объявили в 2008м году парусную регату на Кубок «Корейского» моря, не увидели среди участников ни одной японской яхты! «Мы не знали такого моря, куда идти?», демонстративно объявили наши японские друзья-яхтсмены. Хотя представительство было весьма солидным – собрались яхтсмены гонщики аж из четырнадцати стран!
За три дня стоянки, трап на «Палладе» закрывался только на ночь, желающих побывать на палубе первого в двадцатом веке кругосветного парусного судна было очень много. Для посетителей были организованы мастер-классы: по вязанию морских узлов, по подъёму и спуску косых парусов. Желающих подняться на марсовую площадку грот-мачты было хоть отбавляй и на верхней палубе образовывались большие очереди. Под контролем боцманов и руководством командиров мачт японцы, привязанные страховочным концом, поднимались на первую площадку мачты. Восторгу и фотографиям не было пределов. Самому младшему новоиспеченному марсовому матросу было всего 5 или 6 лет – отважный попался будущий самурай.
Приемы, банкеты, фуршеты, экскурсии… как это всё, простите, надоело. До дому четверо суток ходу, а мы тут япошек развлекаем… И вдруг прилетело откуда не ждали! Поступила команда из МИДа нашему судовладельцу, а от него капитану, что следуем в порт… Тоттори. «Картина маслом» – приплыли!? Но, деваться некуда. Работа такая у бесправных моряков-парусников, пошли. Всего-то 45 морских миль (84 км) строго на восток и через 6 часов швартовка в очередном японском порту. Все то же самое, что и в Сакайминато и еще 3 дня стоянки.
И снова психологический удар по всей парусной братии: следующий порт захода… нет, не угадали, не Владивосток!? А вновь японский порт Тояма, крупнейший торговый порт на западном побережье Хонсю. Переход оказался подлиннее – около 400 морских миль (740 км). Еще трое суток перехода и «Паллада» под восторженные приветственные крики японцев, ошвартовалась в последнем, так хотелось надеяться, иностранном порту.
Единственным светлым пятном в этой череде японских дружественных приемов был музей парусного флота, который находился на старинном японском четырехмачтовом барке «Кайво Мару». Судно стояло в специально устроенном для него доке, на воде.
Музей – музеем, а судно продолжает выполнять свою роль учебного парусника. Раз в месяц, выбирая хорошую, маловетреную погоду, кадеты морского университета разбегаются по мачтам и реям, отдают все паруса и спускаются на верхнюю палубу. Паруса проветриваются, просушиваются и через некоторое время вновь укатываются на реях по штормовому. И хранятся так до следующей постановки. Таким образом, преподаватели ВУЗа плавно подготавливают своих будущих практикантов, с которыми на следующий год пойдут в море на большом учебном четырехмачтовом барке «Ниппон Мару» который и заменил своего старшего брата.
Ну и под занавес окончания этого эпохального для Паллады года капитан решил вознаградить команду приобретением подержанных японских автомобилей! Но поскольку места на верхней палубе хватало не всем, то были выбраны лучшие, особо отличившиеся члены экипажа, в число которых попал и ваш покорный слуга.
Гуляем это мы с моим хорошим приятелем Димой Лупеко, нашим рефмехаником и забрели в какой-то двор, в котором стояло несколько припыленных авто. Дима и говорит: смотри стоит «Ауди80» и год выпуска так не древний – 1984й, да еще и с левым рулем! Вышел хозяин японец, знаками спросили у него цену, и он на пыльном капоте нацарапал цифру 250$! У меня даже духу не хватило торговаться и вытащив из кармана 250 баксов я стал счастливым обладателем темно-вишневого авто. В ночь на 16 августа мы погрузили купленные «тачки» и утром наконец-то отчалили на запад по родному Японскому морю в родной порт Владивосток.
В заключение этой «страшной» автомобильной истории хочется отметить, что Япония- это единственная в мире страна, которая на внутренний рынок делает автомобили лучше, чем на экспорт!
Продолжение следует
Ваш яхтенный капитан Леонид Сегаль. Благодарю за подписку. Здесь дальше будет много парусных интересных историй.