Найти тему

Рейс в самый холодный аэропорт России.

Оглавление

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Зима все ближе и ближе, температуры опускаются, столбик термометра неукоснительно ползет к отметке ниже нуля. А знаете, какие аэропорты самые холодные? А я вам расскажу. А еще припас для вас историю про зиму на работе.

Самые холодные аэропорты.

Итак, если вы смотрели на карту полетов, то обращали внимание, что люди летают не только в Анталью, но еще по северам куда-то там мотаются, то Сабетта, то Нижневартовск, то вообще Магадан. Кстати, жители Магадана называют остальную часть России "Материк". Странно, ведь они тоже находятся на материке, но объясняют это тем, что как будто бы они оторваны от остального мира

Хит парад откроет аэропорт на Шпицбергене Svalbard. Принадлежит Норвегии, в свое время из России туда летал Аэрофлот. Потом перестал, странно, направление популярное.

Шпицберген
Шпицберген

Абсолютно в другой стороне необъятного континента расположен другой аэропорт - Певек. Там аэропорт не большего размера, но расположен он чуть южнее, чем ранее указанный Шпицберген. Ребята, кто туда летал, говорили, что кроме водки там ничего не достать. Да и не надо как-то, с ней и время проходит веселее и быстрее. Сам там не был, а вот коллеги из Transaero туда летали на своих Boeing 737.

Певек
Певек

Средняя температура зимой в Певеке составляет -25 градусов, что довольно серьезно затрудняет использование любой техники, не только самолетов. Плюс влажность от воды, в общем трудный аэропорт. А там еще и люди живут.

Еще на большем удалении от Москвы и цивилизации есть аэропорт города Анадырь. Погодные условия там не лучше, температура зимой в среднем показывает -21 градус, а летом всего +11, неплохо для столицы Чукотки. Из интересного: рыба и море. Тоже сам не был, но говорят там красиво, когда видно северное сияние.

Анадырь
Анадырь

Еще есть аэропорты Сургута, Магадана, Диксона, Сабетты, опять таки. И все они между собой похожи - крохотные терминалы, по современным меркам, чрезвычайно сложные условия для работы, зимой адские морозы, а летом комары, размером с небольших воробьев и очень сплоченные, и теплые люди.

Однако, даже среди них способен выделиться аэропорт Якутск, что расположен в Якутии. Там же, к слову, находится и мировой полюс холода, минимальная температура была зарегистрирована в поселке Оймякон, -71 градус по Цельсию. А мы с вами в -10 уже не хотим на улицу выходить.

Якутск.

Раз в той области находится полюс холода, то едва ли кто-то предположит, что температура в аэропорту сравнима с городом Мале. Дубак в Якутске заставляет примерзать самолеты к полосе, в полной мере раскрываться феномену Мпембы и забавно заставляет замерзать уже готовый Доширак.

Аэропорт Якутск является базовым для авиакомпании Якутия, оттуда они выполняют рейсы как на запад, так и на восток нашей родины, самые популярные направления это Тикси, Полярный, Депутатский (здарова, Серега), конечно же Москва (аэропорт Внуково), Молодо, Хатанга. Пишу, а сам даже понятия не имею где именно находятся некоторые аэропорты. Ага, некоторые из них даже не имеют асфальтовой или бетонной полосы, самолеты садятся на зимник, а летают туда на АН-24. Неприхотлив он к взлетно-посадочной полосе, неприхотлив.

-5

Раньше и у нас был регулярный рейс в Якутск, но позже его убрали из расписания, сейчас попадается крайне редко. То ли в Екатеринбург летать не хотят, то ли уральцам не надо в Якутию. Вопрос оставлю открытым.

-6

Из воспоминаний.

Дамы и господа, добро пожаловать в международный аэропорт Якутск. Температура воздуха за бортом - минус 48 градусов, местное время 14 часов 35 минут.

Голос старшего бортпроводника звучал спокойно и уверенно, как будто она только что прилетела в Домодедово третий раз за неделю и сейчас отправится в диспетчерский пункт пить кофе. Через обшивку фюзеляжа чувствовалось, как мороз начинает сковывать самолет, только что коснувшийся полосы. Странное ощущение, когда температура на эшелоне и на земле отличается меньше, чем на 20 градусов, а не на 80, а как обычно.

Самолет, гудя реактивными двигателями, хрустя укатанным снегом под всеми тремя стойками шасси, уверенно подкатился к терминалу, командир подал команду на переводы селекторов дверей в стояночное положение. Пассажиры повставали с кресел и начали облачаться в свои объемные шубы, тяжелые пуховики. В крохотный иллюминатор задней двери был виден лишь краешек оранжевого диска - закат, а значит совсем скоро стемнеет и температура опустится еще на пару градусов.

Надев рабочую куртку, выданную мне с явным запасом по размеру, я вспомнил, что таких нужных вещей, как перчатки, я с собой в этот рейс почему-то не взял. А что такого, мне же совсем недолго надо простоять под самолетом.

Картинка под бортом отличалась от вида из окна. Над всем аэропортом висела дымка, тот самый индикатор, сообщающий, что на улице холодно. Все вокруг как будто бы застыло. При такой температуре покрышки у машин задубевали в том положении, в котором находились последние полчаса, а при движении начинали издавать шлепки об бетон, а кузов мерно раскачивался в такт вращению деформированных колес.

Крышка багажника открывалась очень нехотя, насосу явно не нравилось перекачивать жидкость при настолько отрицательных температурах. А у Боингов на пружинах, хорошо им, наверное...

Однажды у нас в Москве замерзла вода в самолете при температуре -8 градусов. Для этого самолету потребовалось пару часов простоять без движения, интересно, за сколько вода замерзнет здесь. Над головой раздался гул вакуумной системы - девчонки на борту проливали туалеты. При таких температурах лишние поломки могут быть очень некстати.

Голые руки без перчаток прилипали к металлической поверхности самолета, ноги моментально начинало покалывать от холода, а незакрытые участки лица сразу же начинало щипать от мороза. Быстро работали только грузчики. Они и техник, ходивший под самолетом. Все имели несколько слоев одежды, плотно закрытые лица и теплые шапки. Больше на улице движения не было.

Стоя в брюках под самолетом, в теплой рабочей "Аляске", я чувствовал себя голым и с завистью смотрел на терминал, за стеклами которого стояли люди, в одних свитерах и джинсах они наблюдали за подготовкой самолета к вылету, за закатом, стремительно накрывающим Якутию тьмой, и за моими страданиями от холода. Глубокий вздох и я ощутил, как ледяной воздух пронизывает мою грудную клетку...

Они привыкли так жить, для местных каждая зима такая, а вот людям из более теплой части России становится не по себе, ледяной ветер и адский мороз не оставляют шансов на выживание, да и саму местность дружелюбной точно не назвать.

Когда загрузка багажа была завершена, грузчик начал откатывать вручную тележку от самолета, чтобы у меня была возможность закрыть крышку багажника. Мое доброе сердце не позволило молодому якутянину это делать самостоятельно, я подбежал к тележке (чтобы хоть как-то согреться), уперся рукой в ее стальной каркас и толкнул. Телега скрипнула и двинулась вперед. Лишь спустя пару секунд ведущий грузчик увидел, что я был без перчаток. Его взгляд невозможно описать, он понял, что произошло. "Отпусти!" - заорал он через шарф. Я быстро одернул руку, но было уже слишком поздно. По ощущениям - как будто от ладони отрывали скотч, наклеенный пару часов назад. Ладонь моментально покраснела, а на телеге остался заиндевелый след от моей руки. Потом еще долгое время конечность мне напоминала о том рейсе. Так я и оставил свой след в Якутии. Февраль 2018 года, Якутск.

Благодарю за ваше внимание и подписки, как обычно - по промокоду "Говорит старший бортпроводник" получайте кофе и шоколад в полете, а я пока пойду погреюсь, что-то аж холодок пробежал, пока печатал статью...