Найти тему

Рецензия на роман «Пляска смерти Председателя Томского» А. Киреева, О. Новокщёнова, Д. Горшечникова | Александр Сорге

Иллюстрация Александра Киреева
Иллюстрация Александра Киреева

— Ясно? — спросил начальник.

— Ясно! — хором ответил коллектив.

А ты сидишь, смотришь в ясное небо за окном и думаешь, что всё как-то слишком ясно. Ясно, что отдел не выполнит KPI к концу квартала. Ясно, что апельсиновый сок в «Пятёрочке» через полгода будет стоить ещё дороже. Ясно, что герой очередного фильма, который посоветовал тебе «Кинопоиск», выживет, справится со всеми трудностями и получит заветные полцарства/чемпионское золото/поцелуй красотки (нужное подчеркнуть). А вот в романе «Пляска смерти Председателя Томского» Олега Новокщёнова, Александра Киреева и Дмитрия Горшечникова поначалу не ясно вообще ничего.

Сюжет пересказывать бессмысленно, но в общих чертах на страницах пятикнижия разворачивается житие товарища Томского М. П. — коммуниста, Председателя всех советских профсоюзов, владыки Deus ex Cartesian dynamo machina и самого пароходистого из всех человеков. Михаил Палыч вознамерился создать нового homo soveticus.

Гораздо важнее, что книга — это билет в фантасмагорическое кабаре. Вас приглашают за столик с красной скатертью и лампой с красным абажуром. Загорается софит, поднимается красный занавес, и начинается весёлое попурри под названием «Председатель Томский»: на сцену выходит членодева (что не может не радовать), затем начинается оргия с участием Сталина, Кагановича и других выдающихся госпатрициев, после чего и вовсе начинают цитировать таинственный «Гессикар»…

Авторы виртуозно жонглируют стилями. Чеканные фразы, гудящие левитановским баритоном, будто бы взятые прямиком с пожелтевших страниц производственных романов, перемежаются частушками, псевдоплатоновскими диалогами и даже тягучими, длинными, как Амазонка, предложениями в духе Маркеса про то, как довести девушку до оргазма языком.

Короче, на первый взгляд, непонятно, но весело — хочется прыгать на стуле и задорно хлопать в ладоши. Однако приглядевшись или даже посмотрев представление во второй раз, читатель поймёт, что на сцене разворачивается не шапито, но мистерии. Заметит тончайшие полупрозрачные лески, которые связывают все события и всех героев воедино — и тянутся дальше, отсылая нас к /НАЗВАНИЕ_ТЕКСТА/ и /ИДЕЯ/, а также к /ФИЛОСОФСКАЯ_КОНЦЕПЦИЯ/. Давать какую-либо трактовку тоже бессмысленно: калейдоскоп Томского хорош тем, что каждый увидит свой узор.

Само действо происходит в декорациях гротескного Советского Союза. Авторы берут тяжеловесный советский косм — со всеми его мифами, пантеоном богов и святых, и разбивают его о пол. К осколкам добавляют какие-то болты, пластилин, немного клея «Момент» и лепят из этого конструктора свой сомнамбулический мир. Столь вольное отношение ко всему кроваво-красному, кстати, может вызвать непроизвольное возгорание ануса, если читатель — ярый поклонник мумий и зиккуратов.

Нужно понимать, что «Пляска смерти Председателя Томского» — это не фантастика, а чистейший, дистиллированный постмодерн, написанный бойко и забавно. Коробка «Монпансье», где желейные бобы со вкусом ананаса, крови, рябчиков, трупного гнилья лежат вперемешку с таблетками димедрола. По вкусу этот коктейль чем-то напоминает Сорокина или Пелевина — только в более шизофазичном формате и без всех этих тяжеловесных истин, которые аки конармия идут на тебя в лобовую атаку. Такие сравнения могут показаться достопочтенной публике слишком уж безвкусными. Однако мы народ простой и ответим на это твёрдым пролетарским «да и поебать».

Александр Сорге

Новое издание романа вышло в издательстве Чтиво в октябре 2023 года. Читайте демо-версию и загружайте полную версию на
официальной странице книги.

— Ясно? — спросил начальник. — Ясно! — хором ответил коллектив. А ты сидишь, смотришь в ясное небо за окном и думаешь, что всё как-то слишком ясно. Ясно, что отдел не выполнит KPI к концу квартала.-2