Итак в одной из наших прошлых публикаций мы остановились на том, что посетили исток Ангары и поселок Листвянка на Байкале.
Каждые выходные практически независимо от погоды и времени года, туда устремляются настоящие толпы горожан и гостей города, под которые поселок абсолютно не приспособлен. Парковки там за последние годы так и не появились, люди бросают свои машины где попало, нередко перегораживая все улицы. Жители же вынуждены с этим мириться, поскольку туристы - это их основной источник дохода. И источник весьма неплохой. Если этот цикл публикаций понравится, пока реакция на них не очень активная, то мы "сходим в поход" вдоль западного берега озера.
Я бывал в Листвянке, наверное, раз сто в своей жизни. И точно могу сказать, что тот маршрут, которым мы отправимся сегодня, отнюдь не менее красив. А на мой взгляд, даже гораздо более красив, чем места по дороге в Листвянку. Листвянка - это просто культовое место, безусловно, знаковое - один из самых широких истоков рек в мире и самое большое пресноводное озеро в мире. А вот горы на юг от Иркутска - это просто фантастическая красота! Лично мне они больше всего из всех гор, которые я видел, напоминают Альпы. Хотя по мировым меркам я мало где был. Не был в Америке и не видел Анды и Кордильеры, не был в Австралии (там, правда, высоких гор нет), в Африке. В общем, у нас поездка в горы!
Отправиться я предлагаю с того же самого места, откуда у нас начиналась предыдущая "экскурсия" - от памятника основателям города, что на Нижней набережной. Но если в предыдущей поездке наш основной курс был на юго восток, то в этот раз поездка будет сначала немного на юго-запад, а затем уже по Тункинской долине строго на запад и в конце к горам на северо-запад. Вот на одной карте совмещены маршрут в Листвянку из Иркутска и на Аршан,
До Аршана намного дальше, чем до Листвянки - раза в три (около 215 км). Кстати, в Иркутске как-то принято говорить "поехали на Аршан", а не "поехали в Аршан". Сложно предположить, почему так сложилось, но так сложилось. Возможно, корни этого словосочетания нужно искать во фразе "поехали на воды", которая была широко распространена ранее. Ведь Аршан, в переводе с бурятского, и означает что-то типа "источник" или "целебный источник". Это еще в годы СССР был курорт республиканского значения.
Иркутск, кстати, находится немного восточнее, чем самая западная точка Байкала в районе мыса Шаманский. Этот мыс располагается на долготе 103,7 градуса восточной долготы, в то время как центр Иркутска, откуда мы отправляемся - 104,3 градуса восточной долготы. Вот и приходится дороге сразу же взять на юго-запад, чтобы обогнуть западную оконечность озера.
Итак, ранним утром мы усаживаемся в автобус и отправляемся в путь. Справа остается Нижняя Набережная и вот уже впереди по курсу объект, который нам нужно обогнуть - знаменитая Иркутская ЦЭС или ТЭЦ-2. Точнее то, что от неё осталось. Кстати, ЦЭС расшифровывается - Центральная электростанция. Я только в Иркутске встречал такую аббревиатуру. Интересно, что подобный объект есть в Москве. Называется ГЭС-2. Располагается тоже в центре города относительно недалеко от Храма Христа Спасителя. Причем ГЭС - это городская электростанция.
Запущена ЦЭС была в 1910 году. Основным потребителем ее электроэнергии должны были стать просто городские улицы. Теоретически могли подключиться и частные лица. Главной же достопримечательностью станции была высоченная труба прямо в центре города. Кстати, именно на ЦЭС обычным монтером работал П.П. Постышев, которого мы вспоминали при "поездке" в Листвянку. Тот самый, который предложил отмечать Новый Год.
Городу обещали, что на этом месте построят концертный зал, будет какая-то новая набережная. В итоге, пока я могу наблюдать только строительство очередного элитного жилого комплекса, который вплотную прилегает к дороге. Да еще и, на мой взгляд, с абсолютно бредовым названием - Corso Residence. Вот так этот объект выглядит:
Если честно, то гораздо больше ЦЭС мне жалко здания чаеразвесочной фабрики, которая располагалась далее по улице Сурикова. Вот это действительно был легендарный промышленный объект, который выпускал "Чай со слоном". За право считаться автором этого продукта наша фабрика спорит с московской. Там на территории был еще и очень интересный памятник чайнику. В общем всё это снесли. Кстати, до революции здесь находился еще и дрожже-винокуренный завод.
А вот на другой стороне улицы есть объекты поинтереснее. Например, в доме № 24 была расположена Российско-американская компания. Это было мощнейшее торговое предприятие, созданное на паях Русским Колумбом Г.И. Шелиховым и Н.П. Резановым. Точнее будет сказать, что Шелихов предложил собственно саму идею, которая в итоге получила воплощение в том числе и его наследниками. Торговали в основном «мягким золотом», то есть пушниной. Причем везли ее в разные стороны: и из Сибири в Америку, и обратно. Сейчас здание подреставрировали, выглядит оно вполне прилично. Вот только входит в диссонанс с окружающей застройкой, которая даже не хаотичная - это слишком мягкое слово для характеристики этого архитектурного разновкусия.
А сквер рядом с этим домом получил название Сквер влюбленных, с традиционной для подобных пространств скамьей примирения.
Ну а далее у нас по ходу городской перинатальный центр. У нас его называют Роддом на Бограда. Причем на Бограда его старое здание вообще не находилось. Его адрес был по улице Сурикова. Более того, самой Бограда нет уже семь лет. Это улица Чудотворская. Решили ей вернуть историческое название, хотя у нас это движение за старые названия и не получило распространения. Боград же был революционером. Биография у него весьма занятная. Например, в Берне он в университете учился и медицине, и математике, и философии. А его жена была родственницей Г. Плеханова.
Ещё пара поворотов - без них в Иркутске никак - и выезд к самой старой из сохранившихся переправ через Ангару - "Старому" мосту - его так в Иркутске и называют. Официально - это Глазковский мост (по названию предместья, которое расположена на противоположном левом берегу Ангары). То, что мост просто жизненно необходим городу - это было очевидно еще за много лет до возведения постоянной конструкции. Особенно, когда на противоположный от центра берег пришла железная дорога. Конечно, в Иркутске наводили понтонный мост через Ангару, но наша главная река - это не какая-то небольшая водная артерия. Это мощнейший водный поток, способный снести всё на своем пути. В том числе понтонный мост. Да еще и ледоход мешал нормальной связи берегов. С другой стороны, именно сильное течение за несколько десятком лет до этого помогло организовать паромную переправу. Она называлась очень интересно - "самолет Либгардта". Видимо, за скорость перемещения между берегами - всего 4 минуты. А до него на это уходило до получаса.
Кстати, когда через Ангару навели понтонный мост, на его открытии присутствовал будущий император Николай II. В это время он возвращался через Иркутск из кругосветного путешествия. В честь императора мост назвали Николаевским.
Около заезда на мост четыре небольших сквера на различных сторонах прилегающих улиц. Один из них почему-то прозвали Шайба, хотя в Иркутске нет никаких традиций этого вида спорта. Вот хоккей с мячом у нас популярен, а с шайбой... Хоккейная команда есть в соседнем Ангарске.
Через улицу Степана Разина будет сквер дружбы Иркутска и Пфорцхайма. Если честно, то я никогда не слышал, что у нас есть еще вот один город-побратим из Германии, а оказалось, что это действительно так. Хотя город Пфорцхайм очень интересный. "Золотой город" - так его называют в Германии, поскольку здесь всегда культивировались ювелирные ремесла.
Интересно, что начиналось все это ремесло с производства часов. Причем организовал этот бизнес француз. Часы получились хорошими, а город стали называть даже "Маленькой Женевой". 70% немецких драгоценностей делают именно в этом городе.
Чуть-чуть в глубине (но его отлично видно с моста) расположен Свято-Троицкий храм. Один из старейших в Иркутске. Причем в годы существования СССР в нем располагался очень интересный объект - планетарий. Даже остановка так называлась. Ну зато церковь удалось сохранить.
Через улицу Чкалова находится еще один сквер - Пограничников. Если же пройти под мостом на его другую сторону, то окажетесь в сквере Космонавтов. Пытаться найти логику между шайбой, Пфорцхаймом, пограничниками и космонавтами, наверное, бесполезно. Но как зеленая зона это всё в целом очень неплохо для современного города. И вот здесь нужно отдать Иркутску должное - у нас достаточно зеленый город. Даже несмотря на то, что многое спилили в последние годы.
А у въезда на мост с правого берега есть мемориальная доска, которая гласит, что это не просто мост, а памятник Ленину, сооруженный в 1932-36 гг. Причем у его архитектора была очень звучная фамилия - Француз. Под мостом располагается пристань, от которой отходят суда на подводных крыльях в Братск. В пути целый световой день. Вот такая огромная у нас область. Причем Братск это скорее центр, чем окраина региона.
Ангара в этом месте - самая узкая в пределах города. Длина пролетов собственно над водой на несколько более 300 метров. А вот общая длина моста 1245 метров.
Кстати, мы с вами забыли вспомнить еще про один объект, который на протяжении десятилетий существовал в Иркутске и проходил как раз по тем улицам, по которым мы сейчас двигались. Это была знаменитая городская узкоколейка, которая использовалась для обслуживания ИЗТМ - Иркутского завода тяжелого машиностроения. Ее разберут лишь в 1995 году. По ней могли перемещать платформу массой 80 тонн! А сразу же после войны через мост проложат трамвайную линию.
Мост мог быть еще красивее. На нем планировалось установить 4 скульптуры - рабочий, колхозница, партизан и пограничник. Честно говоря, я вот пишу эту публикацию и никак не могу взять в толк, каким образом наш регион так уж тесно связан с пограничниками. У нас ведь даже нет выхода к государственной границе.
Ну а мы перебрались уже на левый берег. Справа от моста остается район Затон, где отстаиваются суда, используемые в летний период для навигации по Ангаре. Впереди же у нас Глазковское предместье и Кайская гора. Так что не переключайтесь, пожалуйста!