В последнее воскресенье октября в России отмечается праздник всех автомобилистов. Ассоциативно каждый обыватель представляет водителя в образе брутального мужчины, сидящего за рулем внедорожника или большегруза. Редко какое воображение нарисует за баранкой ГАЗ51 женщину в платье. Однако сегодня развеем миф о том, что профессия шофера сугубо мужская. В Старой Копи живет замечательная женщина, Надежда Ивановна Болотникова, которая в свои 73 года водит свою любимую «Копейку», а до этого 51 год работала водителем грузовых машин и другой крупногабаритной, многоместной техники. Про платья речь также неспроста зашла. Конечно, в красивых нарядах и туфельках на каблуках она не водит авто, неудобно. Предпочитает в элегантном образе петь со сцен местного и районных домов культуры, участвуя во всевозможных фестивалях самодеятельного творчества.
Наша героиня – человек непростой судьбы со взлетами и падениями, до сих пор сохранившая веру в счастье и добро, с оптимизмом смотрящая в будущее.
Детство с тестом и песней
Послевоенный 1950 год для Надежды стал годом рождения, а местом – Старая Копь. Как жили в те времена в русских деревнях? В небольшом доме, состоящем из кухни и комнатки, ютилась вся семья: отец с матерью, старенький дедушка, которому отвели почетное место – на печке, и пятеро детей. Тесновато, конечно, но никто не в обиде. Родители работали в местном колхозе: мама – дояркой, после телятницей, отец – скотником, потом в кузне – молотобойцем, а ребятишки в домашнем хозяйстве трудились. Им тоже хлопот хватало: на подворье держали коров, свиней, куриц, обрабатывали большой огород, плюс общая пашня. У всех младших членов семьи Козловых были распределены свои обязанности. У десятилетней Нади самая почетная – печь хлеб. Сколько раз она не доглядывала за квашней, пока приноровилась вовремя ее подбивать, уже не вспомнить, но что хлебушек у нее всегда выходил очень вкусный – то правда.
– Хвалил папка, но так – грубовато, – вспоминает Надежда Ивановна. – Он как на работу по зорьке собирался, всегда кричал: «Надька, вставай, а то квашенка убежит!» Вот и поднималась я в три секунды и бегом подбивать тесто, не дай бог вытечет, а если еще и на пол, беды не оберешься. А вообще мы все к труду приучены с малых лет и не жаловались никогда. И учиться успевали, и работу сделать, а вечером в колхоз к мамке – помочь с вечерней дойкой. А как хорошо домато после трудового дня. Все родные за столом: горячий хлеб с картошкой – самая вкусная еда. Тогда отец доставал гармонь, а мама начинала петь, потом и мы подхватывали… До сих пор вспоминаю, с каким чувством она пела о солдатской вдове. Мама первого мужа семь лет ждала с войны, хоть он и числился без вести пропавшим. Горевала сильно, ведь осталась одна с нашей старшей сестренкой на руках. Потом замуж вышла за Ивана – младшего брата ушедшего мужа, нам четверым жизнь дали. Хоть и в строгости нас воспитывали, а все равно родительское душевное тепло мы чувствовали. В памяти остались вот такие семейные вечера. Как же это было прекрасно. Несмотря на сложности и голодные времена: не всегда год урожайным был, да и зерна за трудодни вдоволь не выдавали – считаю свое детство счастливым.
С той поры родилась любовь к песне, которая жива и сейчас, ведь в ней раскрывается душа и вместе с голосом летит ввысь, разнося по всей земле мечты о любви, печаль о нелегкой доле.
Короткое счастье
Окончив седьмой класс, Надежда, к сожалению, оставила учебу. Возможности постигать науки не было. Вчерашняя школьница сначала по хозяйству управлялась. Решила начать зарабатывать деньги и поехала в гости к старшей сестре в Кызыл. Но кто возьмет 16летнюю девушку на работу? Выбор невелик: либо должность технички, либо возвращение на малую родину. Последнее стало в приоритете. Вернулась в Старую Копь и пошла разнорабочей в колхоз. В 17 лет она вышла замуж за Владимира Бобылева. А как влюбилась? У него мотоцикл был. Ухаживал парень, катал по деревне. Ох, как ей нравилось это! А запах техники, да даже выхлопные газы ей стали, что духи, о которых девчушка в то время и не знала, только слышала. Потом и сама научилась управлять железным конем – супруг научил. Не раз она свекра возила на семейном «Козлике» на пасеку – в Лаврененкин лог. Там, чтобы без дела не сидеть, научилась траву литовкой косить.
Затем устроилась поваром в колхоз. Нелегкие обязанности легли на девичьи плечи. Полевая кухня в советское время – это не стационарный вагончик со всеми удобствами. Погрузит молодая повариха в телегу дров, бочок с водой, мешок картошки, других продуктов и на лошади мчит в поле. Там костер развести нужно и в котлах наварить супы да каши трактористам, да чтоб к обеду успеть, негоже чтоб мужики ждали.
Вскоре Надежда стала мамой – родила единственного сына Алексея. Молодые в поисках лучшей жизни и работы решили уехать в Туву, к сестре супруга. Но там не все гладко складывалось, не удалась семейная жизнь. С разбитыми мечтами о счастливой семейной жизни, где верность – не пустой звук, она с сынишкой вернулась домой, ведь недаром говорят, там и стены лечат.
А почему бы и не за руль?
Так и оказалось.Поддержка родных, заботы и хлопоты домашние, радости материнства залечили сердце. Ребенок подрос, ей нужно было устраиваться на работу. У родителей хорошо, и примут всегда, но она уже взрослая женщина и мать. Брат однажды ей сказал, что в каратузской автошколе при автохозяйстве есть курсы водителей: «И там даже девка есть, представляешь? Может, и ты пойдешь?». «А почему бы и нет?», – подумала Надежда и спросила у отца: «Что, пойду?». Он ответил: «Иди, может, твое».
То, что это ее стезя, поняла, как только поступила в группу. Там, действительно, училась одна девушка, но вскоре ушла, не по силам оказалось осваивать сложную науку. Осталась студентка одна среди парней – будущих механизаторов. Поначалу они над ней подшучивали и фразочки острые кидали: «Куда тебе за руль, иди картошку чисти». Однако, заметив, что ей все интересно, и после первых неудач при названии деталей не сдается, а спрашивает, что и для чего нужно, стали относиться с уважением. Помогали и рассказывали. Основу знаний о мире машин заложил учитель Шушаков Владимир Петрович. Он научил, что техника – это не шутки, и понимать работу механизмов, как их заменить, починить в случае поломки – обязанность водителя. Кроме обучения студенты сами в слесарном цеху клепали тормозные колодки, диски сцепления. Надежда Ивановна говорит, что и сейчас готова их изготовить, была бы проволока алюминиевая.
Эх, путидороги
Курсызакончились, а по условиям договора новоиспеченных шоферов трудоустраивали на этом же предприятии. Все правильно было поставлено, чтобы опыт молодым наработать. Ей выделили ГАЗ51. На нем она развозила почту по деревням Каратузского района. Когда начиналась уборочная, была задействована и на ней.
Сначала с наставником да сынишкой посередине сидений, а затем уже вдвоем с мальцом колесили по просторам малой родины. Нравилась ей эта работа. Ремонтировать в дороге тоже приходилось, но редко. Лишь однажды радиатор закипел, да пару раз колесо меняла. Но обычно грузовик в порядке был. Халтуры не допускали. Когда машина на ходу, все работает, как часы, слаженно. Впереди – дорога, как в песне, лентою вьется, а по обочинам – то деревья, то поля золотые мелькают, такое умиротворение в душе наступает. Красота!
Отработав семь месяцев в Каратузе, наша героиня решила покорять Хакасию и поехала в Черногорск. Там устроилась в автоколонну18 по своей специальности. Занималась перевозками: за рулем уже привычного ГАЗ51 от прачечного отделения на угольный разрез доставляла чистую форму для шахтеров, а обратным рейсом увозила в стирку сменную. График размеренный, есть время заняться еще одним любимым делом – пением. В черногорском клубе действовал самодеятельный ансамбль, где играли на электрогитарах. Его участники, прослушав, как она поет, сразу же взяли Надежду в группу. И полился по хакасской степи голос нашей землячки: «Лучше нету того цвету», «Люди встречаются, люди влюбляются», «Не надо печалиться». Сольно же она любила и до сих пор отдает предпочтение исполнять произведения своих кумиров: Надежды Кадышевой, Людмилы Зыкиной, Софии Ротару, Анны Герман. Получилось у нее наладить и личную жизнь. Познакомилась с Василием Васильевичем Болотниковым, уроженцем Ачинска.
И снова в дорогу
Решили молодые отправиться на родину мужа. Здесь она устроилась на ачинский кирпичный завод, но, отработав восемь смен, пришла к выводу, что это совсем не ее дело. Она водитель, а катать кирпичи очень тяжелое ремесло. Да и привыкла к мужскому коллективу больше, а там все женщины трудились. По словам Надежды Ивановны, с мужчинами проще работать, если сказали – помогут, слово сдержат. Какую поломку она и сама могла устранить: где сцепление отрегулировать, где контакты подчистить, а вот коробку снять самой всетаки не под силу бывало. Она даже и помощи не просила, сами увидят, что не справляется, и говорят: «Что, Надюха, поломалась, давай подсобим». Где бы она ни работала, они всегда ее считали своим парнем и называли исключительно Надюхой. Ушла с кирпичного завода в Ачинскую сельхозтехнику работать водителем ГАЗ52. Возила запчасти по совхозам Ачинского района, грузы самые разные: то цистерны, то бочки огромные, что еле в кузов входили, а однажды и трактор Т16 перевозить пришлось. Во время рейсов обучала стажеров вождению, они так же, как она когдато, от сельхозпредприятия учились. Проводила мастерклассы по парковке задним ходом. Четыре года за баранкой пролетели незаметно.
Пути да перипетии
Но профессиюпришлось поменять, чтобы получить свое жилье. В воинской части 74008, расположенной в Ачинском районе, она поработала в разное время слесаремналадчиком по очистке старых снарядов, оставшихся после Великой Отечественной войны, потом перевелась в охрану. «Знаете, что такое ночное дежурство в морозную ночь? – говорит она. – Прожектора, освещающие воинскую часть, периметр которой в два ряда обтянут колючей проволокой, а ты в тулупе, валенках, шапкеушанке да с карабином на плече. А днем на вышке двухметровой стояла, осматривая весь периметр. Может, комуто эта работа покажется романтичной, но, поверьте, для женщины, хоть и смелой и с волевым характером всетаки не очень по душе». В очередной раз Надежда Ивановна убедилась, что ничего не приносит ей такого удовольствия, как работа шофером.
Она давно заприметила около забора старый газик. Он простоял там не один год и, казалось, не подлежал восстановлению. Выпросив у начальства разрешение на ремонт техники, раздобыв детали на прежнем месте работы – в сельхозтехнике – она своими руками восстановила безнадежный грузовик! И снова перед глазами дорога по маршруту Ачинск – Назарово, перевозка хлеба и продуктов в воинскую часть из Ачинского авиационного училища.
Время шло, все, вроде, наладилось: и дело по душе, и хороший заработок. Своя квартира, сынподросток. Здесь у нее не было возможности петь. Дом, работа отнимали все свободное время. Но раз в год она всегда возвращалась в родные места. К родителям, помочь с покосом, по хозяйству, а еще любила дрова колоть. Специально отцу говорила, чтоб оставил ей несколько чурок. Тянуло в родные места. А когда вокруг Каратуза начали асфальтировать дорогу, то оставаться на чужбине стало совсем невмоготу.
А дома лучше
Вернулись в родной Каратузский район. Семья выбрала местом жительства райцентр. Надежда Ивановна, водитель второго класса, быстро нашла себе работу. Устроилась в ПМК20 на ГАЗ51. Сначала перевозила стройматериалы в села района, где организация вела стройку. Потом на стареньком ПАЗике перевозила мужчин в Верхний Кужебар, там строили на ферме силосные траншеи. Через некоторое время перешла шофером в каратузскую ветеринарию, перевозила на УАЗ469 анализы в баклабораторию. Затем трудилась водителем на скорой помощи. Потом устроилась в отдел культуры. Вот здесь ей очень понравилось работать. На автобусе «Кубань» она возила артистов на выступления по разным сельским домам культуры и даже на поля. Здесь она смогла снова взять в руки микрофон и петь. Приехав на место, наша героиня превращалась из Надюхи в Надежду. Надевала свое самое красивое платье и начинала петь. А что исполняла? Пела о любви, чистой и светлой, взаимной и верной, о которой всегда мечтала, но в своей жизни так и не испытала.
С песней по жизни и полетели года! Сын давно вырос и стал тоже водителем, создал семью. У нашей героини появились внуки и внучки. Надежда Ивановна переехала из Каратуза в свою родную деревеньку – Старую Копь. Здесь она поет в хоре «Амыльские зори» и выступает сольно. Закончив трудовой путь со стажем в профессии водитель в 51 год, она начала путь творческий. Многие годы жители нашего района слушают песни в ее исполнении на разнообразных фестивалях и конкурсах. Почти на каждом она получает призовые места. Вот совсем недавно на фестивале в Таскино «У Семеновны» ее вокальное мастерство заслужило второе место. Она даже дома не расстается с микрофоном, проводит репетиции и разрабатывает новый репертуар. А между делом успевает вязать. И если нужно, пряжу для этого она спрядет сама, прялка у нее под руками.
Во дворе – любимые жигули ВАЗ2101. И она тоже в зоне внимания хозяйки, гдето колеса подкачать, проверить масло, да мало ли что шоферский взор заприметит. Привыкла она содержать должным образом технику, чтобы путь ровный да гладкий был, и людей не подвести, ведь она каждому старается помочь, кому лекарства из райцентра привезти, кого из односельчан до больницы доставить.
Амалия Александрова,
фото автора
и из семейного альбома Надежды Болотниковой