Найти тему
БИТ

Проливы: неудачный прорыв

Начало ЗДЕСЬ

Утром 18 марта Де Робек направил свои линкоры в Дарданеллы. Его заверили, что накануне вечером тральщики обезвредили все мины примерно в 12 милях (20 км) внутри пролива в радиусе 8000 ярдов (7300 м) от пролива Нарроуз, главного препятствия на пути к успеху операции.

В 10:30 головные корабли вошли в пролив. Их сопровождала флотилия тральщиков, которые должны были продолжить разминирование, в то время как линкоры заставят замолчать орудия на берегу.

К 11:30 линкоры были в 6 милях (10 км) от пролива, достаточно близко, чтобы обстрелять форты Нарроуза. План предусматривал, что подразделения кораблей по очереди обстреливают форты, а стоящие за ними в очереди обстреливают другие турецкие объекты.

Однако, с самого начала операции возникли серьезные проблемы из-за постоянного и достаточно эффективного огня мобильных турецких гаубичных батарей. Данные батареи на конной тяге постоянно меняли позицию, как только орудия союзников находили свою цель. Британцам было сложно противостоять им. Мобильные гаубичные батареи обстреливали как линкоры, так и на тральщики, и их огонь оказался наиболее эффективным именно в срыве попыток траления пролива.

Тем не менее, операция проходила более или менее по плану. После 12:30 во время второй ротации, когда бомбардировку осуществляли корабли Гепратта, они в течение часа подвергались обстрелу из фортов Нарроуз. К тому времени, когда им на смену пришли британские линкоры, додредноут «Голуа» получил пробоину у ватерлинии от турецкого снаряда и набрал столько воды, что едва выбрался из пролива, уже непригодный для дальнейших действий. Флагманский корабль Гепратта «Сюффрен», также сильно поврежденный артиллерийским огнем, пришлось отбуксировать обратно в Мудрос. Но самая большая потеря произошла незадолго до 14:00, когда «Буве», поворачивая в тыл, подорвался на мине в водах, которые союзники считали очищенными. Он затонул менее чем за 2 минуты, почти со всем экипажем, оставшимся на борту (639 погибших). Несмотря на то, что артиллерийский обстрел союзников не смог разрушить ни один из фортов и ни одному из его кораблей не удалось приблизиться к проливу Нарроуз, де Робек продолжал атаку.

В 16:05 линейный крейсер «Инфлексибл» подорвался на мине и его пришлось отбуксировать в безопасное место. Примерно через 10 минут также подорвался на мине британский додредноут «Иррезистибл», и его пришлось оставить.

В 16:50, как только де Робек убедился, что потери кораблей были вызваны минами, а не торпедами, выпущенными с берега, он приказал передовому отряду кораблей прекратить обстрел фортов Нарроуз и отступить. Час спустя он отдал приказ об общем отходе из проливов.

Второй британский додредноут «Оушен» подорвался на мине в 18:05 во время отступления, и его пришлось оставить, в то время как еще четыре получили повреждения, но смогли отойти своим ходом.

Из восемнадцати военных кораблей союзников, дислоцированных в Дарданеллах, невредимыми остались только «Куин Элизабет» и семь додредноутов (шесть британских и один французский).

Де Робек первоначально планировал повторить атаку, а его начальник штаба Кейс, сохранял энтузиазм, несмотря на явную неудачу 18 марта. Позже он вспоминал, что «несмотря на неудачи того дня, успех теперь был в пределах досягаемости».

Однако, «ковыляющие из пролива «Инфлексибл» и «Галуа» произвели столь тягостное впечатление на генерала сэра Иэн Гамильтона, командующего Средиземноморскими экспедиционными силами (MEF), которые в то время собирались на Лемносе, что 19 марта он телеграфировал государственному секретарю по военным вопросам лорду Китченеру, что, по его мнению, «линкоры вряд ли смогут форсировать проливы, а участие армии будет большим, чем просто высадка десанта для уничтожения фортов. Это должна быть заранее спланированная и подготовленная военная операция, проводимая в полную силу, чтобы открыть проход для военно-морского флота».

К 22 марта де Робек согласился с тем, что «необходимо будет захватить полуостров Галлиполи сухопутными войсками, что бы стал возможным проход в проливы первоклассных кораблей, способных справиться с «Гебеном»...»

Таким образом, на следующем этапе внимание военно-морских сил союзников сосредоточилось на транспортировке войск на Лемнос, а затем и на Галлиполи, где они должны были путем штурма турецких фортов способствовать открытию проливов.

Французский линкор "Буве"
Французский линкор "Буве"

Таким образом, несмотря на неудавшийся прорыв, на первом месте у британцев стояла проблема наличия военно-морских сил, способных справиться с бывшим немецким линейным крейсером. Со своей стороны, вице-адмирал Сушон рассматривал разгром союзников 18 марта как подтверждение того, что Дарданеллы стали непроходимыми для надводных кораблей противника. Он надеялся сосредоточить свое внимание на Черном море и защите Босфора и Константинополя от нападения России.

Поскольку «Явуз Султан Селим» временно вышел из строя после того, как подорвался на мине в конце 1914 года, Сушон не смог помешать вице-адмиралу Эбергарду и российскому Черноморскому флоту на зимние месяцы блокировать Зонгулдак и «угольное побережье». В течение всей зимы российское присутствие у северного побережья Анатолии нарушило маршрут снабжения из Константинополя в Трапезунд и на Кавказский фронт, а также доставку топлива с шахт в столицу Османской империи. Адмирал Сушон намеревался взять реванш после 29 марта, когда его линейный крейсер, наконец, вернулся в строй. Но его планы были нарушены высадкой союзников на полуострове Галлиполи. А в тот же день, 25 апреля, первая подводная лодка союзников, австралийская AE-2, прорвалась через заградительный огонь в Дарданеллах и вошла в Мраморное море.

Еще с ноября прошлого года турки знали о попытках союзников направить подводные лодки через проливы, когда две из них сели на мель в Дарданеллах: 15 января французская Saphir и 17 апреля британская E-15. Захватив последнюю, турки получили шифровальные книги и карты британских минных полей в Северном море и Ла-Манше, которые немцы впоследствии сочли очень полезными.

Турецкий торпедный катер потопил AE-2 всего через пять дней после того, как она вошла в Мраморное море, но британские подводные лодки, базировавшиеся в Мудросе, вскоре последовали её курсом. Действуя, по сути, в тылу османской армии, дислоцированной на высотах полуострова Галлиполи, они нарушили потоки снабжения и подвоз подкреплений через замкнутое между двумя проливами море, а также затруднили эвакуацию больных и раненых. Угроза со стороны подводных лодок союзников также заставила адмирала Сушона побеспокоиться о безопасности якорной стоянки на Босфоре, используемой его лучшими военными кораблями – «Явуз Султан Селим» и легкими крейсерами «Мидилли» и «Хамидие».

======================

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук

======================