Найти тему
Московские Новости

Почему 2023-й год - один из лучших в истории видеоигр

Оглавление

В 2023 году вышло 25 видеоигр, которые набрали 90 и более баллов на агрегаторе рецензий Metacritic. Речь о таких релизах, как The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom в жанре action-adventure, ремейк культовой Resident Evil 4 и ролевая Baldur’s Gate 3. «Московские новости» рассказывают о самых успешных годах в истории игровой индустрии.

В цифрах

  • 25 видеоигр, вышедших в 2023 году, набрали минимум 90 баллов на агрегаторе рецензий Metacritic. Это самый высокий показатель за последние 20 лет. Так, в последние 10 лет 90 и больше баллов на Metacritic набирали в среднем 12–13 релизов.
  • Многие игры 2023-го добились высоких оценок из-за длительного и качественного процесса разработки. Кроме того, часть релизов этого года — сиквелы и ремейки проектов, уже полюбившихся геймерам.
Ив Ле Яуанкдиректор по контенту французского издательства компьютерных игр Focus EntertainmentЭтот год в индустрии видеоигр невероятный. Одна из причин заключается в том, что некоторые из игр должны были выйти раньше. Но во время пандемии некоторые студии продлили циклы разработки, отложили релизы, что позволило им довести проекты до совершенства.
  • Например, на создание игры The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom в жанре action-adventure у Nintendo ушло 6 лет, релиз компания откладывала более чем на год. В результате игра получила 96 баллов на Metacritic, а также вышла в топ игр с самой высокой оценкой на агрегаторе Opencritic (97 баллов из 100 возможных).

Детали

В этом году «Московские новости» уже подробно рассказывали про ряд топовых игр, включая The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom, ролевую Baldur’s Gate 3 (96 на Metacritic), ремейк культовой Resident Evil 4 (93 на Metacritic) о приключениях агента Леона Скотта Кеннеди, а также Marvel’s Spider-Man 2 (90 на Metacritic) по мотивам комиксов о Человеке-пауке и Super Mario Bros. Wonder (92 на Metacritic). Но высокооцененных релизов в этом году намного больше.

  • Cyberpunk 2077: Phantom Liberty — 90 на Metacritic, 89 на Opencritic. Phantom Liberty — первое и единственное дополнение для Cyberpunk 2077. В расширении игрокам дают возможность стать шпионом, чтобы спасти президента Розалинд Майерс. Главный герой посетит ранее неизвестный район Догтаун и встретит новых персонажей, среди них — секретный агент Соломону Риду, роль которого исполнил британский актер Идрис Эльба. Критики назвали Phantom Liberty одним из лучших дополнений в игровой индустрии.
  • Metroid Prime Remastered — 94 на Metacritic, 94 на Opencritic. В феврале 2023-го издательство Nintendo и разработчики из Retro Studios представили обновленную версию приключенческого экшена от первого лица Metroid Prime, который впервые вышел в 2002 году. По сюжету Metroid Prime охотница за головами Самус Аран попадает на таинственную и опасную планету Таллон IV. Героине предстоит открывать новые способности и сражаться с врагами. В переиздании разработчики улучшили графику, создали новую схему управления и добавили бонусный контент (иллюстрации, саундтрек, галерея моделей).
  • Cocoon — 92 на Metacritic, 87 на Opencritic. Это игра-головоломка, вышедшая в конце сентября 2023 года. Игроки путешествуют между мирами и раскрывают их секреты. Интересно, что каждый мир находится в небольшой прозрачной сфере, каждая из них — в рюкзаке главного героя. Геймеров ждут сражения с противниками и сотни головоломок.
  • Axios отмечает, что оценки в обзорах — «не единственный критерий качества». Даже игры 2023-го, оцененные в 80 баллов и более, «были весьма впечатляющими». В пример издание приводит такие проекты, как Hi-Fi Rush от Microsoft (87 баллов), ремейк Dead Space от EA (89 баллов), Armored Core VI от FromSoftware (88 баллов).

Контекст

  • Громкие релизы не избавили индустрию от «жестокого года увольнений», пишет Axios. По данным портала Game Industry Layoffs, в 2023 году работу потеряли 6136 разработчиков игр.
  • «Лидером» по увольнениям оказалась американская компания Unity: там сократили примерно 900 человек. На втором месте — американская Epic Games: в конце сентября компания объявила о сокращении штата на 830 человек. Третье место в антирейтинге досталось Amazon, которая отказалась от 535 человек, большинство из которых работали в Twitch.
  • В целом более 80 компаний провели сокращения, а еще 11 студий — полностью закрылись. 2023 год участники рынка называют «слишком нестабильным». При этом аналитики ожидают, что индустрия видеоигр будет продолжит расти, но не такими темпами, как во время пандемии.
Дом Тейт директор по исследованиям игровой индустрии в OMDIAТо, что мы сейчас наблюдаем, — это масштабное сокращение численности персонала, частично вызванное запоздалой адаптацией студий к новой, менее позитивной рыночной реальности.
  • В OMDIA прогнозируют, что в этом году глобальные расходы пользователей на игры достигнут $167 млрд, а в 2024-м — $174 млрд. Рост замедляется: в 2020-м и 2021-м в общей сложности этот показатель вырос на $50 млрд.

История вопроса

Существует множество версий о том, какие годы можно назвать лучшими в истории компьютерных игры. Но специализированные СМИ и геймеры часто сходятся на четырех временных отрезках — 1998-й, 2004-й, 2007-й и 2017-й.

1998 год

  • Этот год подарил геймерам три культовые игры от крупнейших студий: Half-Life, The Legend of Zelda: Ocarina of Time и Metal Gear Solid. Например, Half-Life стала «революцией» на рынке: до релиза этой игры шутеры были с минимальной интерактивностью, сюжет в них двигали картинки и врезанные видео. В Half-Life впервые история разворачивалась в реальном времени — без видеовставок и разрывов сюжета.
Фото: Valve
Фото: Valve
  • Кроме того, в 1998 году вышла Starcraft — стратегия в реальном времени, вокруг которой сформировалась огромная база фанатов и даже киберспортсменов. Еще один эпохальный релиз 1998-го — Fallout 2. Проект получил высочайшие оценки от пользователей и критиков — за детальную проработку игрового мира и расширение сюжетной линии.
Фото: Black Isle Studios
Фото: Black Isle Studios

2004 год

  • Год стал одним из самых успешных и запоминающихся в истории игровой индустрии. Особенно — осень 2004, когда на рынок практически каждый день выходили шедевры. Например, только за ноябрь состоялись релизы Counter-Strike: Source, The Legend of Zelda: The Minish Cap, Half-Life 2, Need For Speed: Underground 2 и других.
  • А в сентябре вышла игра The Sims 2. В сиквеле разработчики сделали акцент на графике, добавили больше качественной анимации, разнообразили сеттинг и детализировали локации. За первую неделю после релиза удалось продать более 10 млн копий игры, а через 4 года этот показатель вырос до 100 млн.
Фото: Electronic Arts
Фото: Electronic Arts
  • Среди топовых релизов 2004-го также — World of Warcraft. Действие World of Warcraft происходит в фэнтезийной вселенной Warcraft. Игра вышла в ноябре, на разработку Blizzard потратила 4 года и более $200 млн. За 10 лет количество учетных записей в игре достигло 100 млн.
Фото: Blizzard Entertainment
Фото: Blizzard Entertainment

2007 год

  • Год запомнился такими релизами, как Team Fortress 2, Half-Life 2: Episode 2 и Portal. Кроме того, в ноябре 2007-го вышла первая часть культовой трилогии внутри серии Call of Duty — Call of Duty 4: Modern Warfare. В этой игре студия Infinity Ward проработала современный сеттинг и графику, доказав, что тайтл может рассказывать не только о событиях Второй мировой войны (в Call of Duty 4 геймеры выполняют миссию в Чернобыле). За первые сутки продажи игры достигли 600 тыс. экземпляров.
  • 2007 год эксперты называют «золотым временем для смелых идей» — тогда появилось много игр, которые со временем превратились во франшизы. Речь в том числе о первых играх BioShock, Assassin’s Creed и Uncharted. Тогда студии собрали большие команды разработчиков. Например, над Assassin’s Creed к моменту релиза работали 190 человек.

2017 год

  • Этот год запомнился огромным количеством жанров компьютерных игр — высокобюджетные блокбастеры от первого лица (Breath of the Wild, Super Mario Odyssey, Mario Kart 8), инди-игры (What Remains of Edith Finch, Night in the Woods) и battle royale (DayZ).
  • Помимо компьютерных игр, в 2017-м Nintendo выпустила гибридную консоль Switch. Ожидалось, что к концу года ее купят около 5 млн раз, однако устройство оказалось намного успешнее: за 9 месяцев после релиза продали 10 млн экземпляров Nintendo Switch.