Простыми словами о разнице трёх главных понятий в культурной семиотике и философии культуры.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Продолжаю рубрику (а скорее воскрешаю) "Культурологических вопросов", где я в коротком формате рассматриваю небольшие темы, сомнения, мифы, связанные с социокультурными аспектами. Ниже можно ознакомиться с предыдущими выпусками:
А сегодня мы рассмотрим вопрос об отличии трёх довольно сходных в обиходной речи слов: эмблема, знак и символ. Более того, эти термины и в философии и культурологии частенько употребляют синонимично, что порой порождает массу проблем. Попробую сделать так, чтобы вы себя почувствовали на культурологической лекции по семиотике. Не зря же я в своё время на них страдал. Пришла ваша очередь :)
Наука о знаках
Семиотика — это наука о знаках, знаковых системах и их значениях. Она изучает, как мы используем различные знаки (слова, образы, жесты и т.д.) для передачи информации и как мы их интерпретируем. Например, красный свет на светофоре — знак того, что нужно остановиться, а зеленый — что можно ехать. Семиотика помогает понять, как мы взаимодействуем с миром через знаки и как эти знаки влияют на нашу жизнь и поведение.
Условно семиотику можно разделить на лингвистическую — всё, что связано с языковыми знаковыми системами, и культурологическую — всё, что связано с символизмом, социальными ролями, играми, обрядами, ритуалами и т.д. Оба варианта тесно переплетены друг с другом на основе коммуникаций, интерпретаций символов и, конечно, на основе знаков, символов и эмблем.
Знак
Главная сложность в определении знака заключается в том, что о нём невозможно говорить в формате "сам по себе". Ибо сам знак — это всегда предмет обозначения и адресат со своим личным отношением и интерпретацией, который воспринимает этот знак.
Но даже такое свойство позволяет отнести к знаку фактически любое проявление смысла в человеческой деятельности. И именно знак является доказательством существования второго мира — культурного, воспринимаемый и создаваемый только человеком. Мир, который включает в себя религию, государство, право, язык, искусство и другие продукты цивилизации. Все они построены на знаках и знаковых системах.
Итак, знак — нечто, чьё наличие или отсутствие «обозначает», «репрезентирует», «демонстрирует» что-то важное для получения или обработки информации , или как некий материальный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе в качестве аналога другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), который способен его заместить.
Кстати, неплохо типологию знаков раскрывают виды дорожных знаков, вроде информационных, предписывающих, запрещающих и т. д. Почти в любой знаковой системы мы можем встретить аналоги.
Пример знака или знаковой системы: язык, законодательство, научный категориальный аппарат, религиозная знаковая система, правила игры и другое.
Символ
Теперь перейдём к символу. Тот, кто увлекается высоким и не очень искусством частенько считывает и интерпретирует именно эту разновидность знака. И тут мы сразу выделяем отличие: символ — это один из типов знака. Говоря научным языком: знак — родовое понятие, а символ — видовое.
Одной из главных черт символа является невозможность постичь его последний, основополагающий смысл. Это связано с тем, что символ обладает множеством значений, которая предполагает пересечение не только многих, но и совершенно противоположных, взаимоисключающих значений.
Другой важный аспект символа, что он невозможен без переживания. Если адресат относится к символу безразлично, то это уже безликий знак. Об этом различие хорошо высказался великий русский философ А. Ф. Лосев:
«Символ вещи есть ее знак, однако не мертвый и неподвижный, а рождающий собою многочисленные, а может быть, и бесчисленные закономерные и единичные структуры, обозначенные им в общем виде как отвлеченно данная идейная образность».
Примеры символа или символических систем: литературные тропы, общепринятые социокультурные символы (череп-смерть, древо-жизнь и т. д.), ритуальный и обрядовый символизм, церемонии и другое.
Эмблема
Очень часто эмблемы выдают за символы, а символы за эмблемы. Подобную ошибку совершают и в академической среде, ибо границы между упомянутыми терминами довольно прозрачны. Эмблема, опять же по родовому признаку относится к знакам и символам. Эмблема — это разновидность символа с большей конкретизацией смыслов, чем у символа. При этом любая эмблема — символ.
Суть эмблемы заключает в том, что эмблема символизирует нечто, не имеющее никакого внешнего подобия с символизируемым его элементами (фигурами) и всецело определяется социальным подтекстом, понятные только членам данного социума. Чаще всего эмблемы выполнены в графической системе знаков. Довольно трудно её представить в виде текста. Хотя попытки были. Например, стихи Симеона Полоцкого.
В современности эмблемами часто называют логотипы различных фирм, организаций и обществ. Единственное, что логотипы работают на узнаваемость и обычно не несут глубокого смысла, когда в эмблемы закладывается символизм поглубже. Можно даже проследить, как у давно существующих компаний эмблема превращалась в лого. Например, эволюция Nestle.
Примеры эмблем: логотипы брендов, рыцарские гербы, государственные гербы и другие.
Таким образом, понятие знака, символа и эмблемы имеют родовую связь, их можно представить в виде следующей иллюстрации:
Вот такие вот различия между этими тремя терминами. Если у вас есть какие-нибудь социокультурные вопросы, тянущие на небольшой разбор, то оставляйте их в комментариях, и я попробую рассказать об этом в следующих материалах.
Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов.
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.