В предыдущей статье в общих чертах рассказала, как правильно выбрать "свой бизнес", чтобы сразу пошло в гору. В первом пункте не написала, что совсем не запрещается, а даже полезно для развития и роста заработков, изучать и переходить в смежные направления той деятельности, которую вы хорошо знаете и умеете. Чем больше у вас скилов и навыков, тем успешнее будет развиваться ваше дело.
Например, если вы event-менеджер, и хотите открыть свое агентство детских праздников, то дополнительно освоив, скажем, маркетинговую аналитику, только усилите свои позиции в качестве начинающего предпринимателя. Со временем можно даже совсем отойти от eventов и погрузиться в анализ данных, если станет понятно, что праздники делать не так выгодно, как даршборды и отчеты. Так что, переходы в смежные и довольно близкие направления допустимы и вполне приветствуются.
А вот что сильно не желательно, так это бросаться в крайности и начинать бизнес в той сфере, в которой вообще ничего не смыслите, никогда не работали даже в смежных направлениях или, на худой конец, хотя бы не прошли какие-нибудь теоретико-практические курсы. Это как если бы водитель рейсового автобуса ни с того ни с сего решил открыть модельное агентство. Или, наоборот, фотограф задался бы целью производить силикатные кирпичи.
С чего бы вдруг? Откуда у человека, который даже близко не знает ни законов шоу-бизнеса, ни производственных процессов, уверенность, что получится и пойдет? Скорее всего, сначала он расплатится большими деньгами за все свои бизнес-ошибки, а потом просто закроет "предприятие". Хотя бывают исключения, и гражданам без опыта и знаний элементарно везет.
Но не всем удача и везение сыпятся на голову как из рога изобилия. Большинству людей нужно усердно и много работать, чтобы чего-то достичь. И шансы на успех существенно вырастут, если вы научиться ориентироваться в предпринимательских мейнстримах. Это необходимо, чтобы правильно выбрать именно свое направление в small-бизнесе, который к моменту прочтения этой статьи вы уже твердо решили открыть.
В этой публикации приведу в пример десять более-менее удачных векторов развития, куда может податься начинающий предприниматель. Плюс - расскажу об одном варианте с туманными и не слишком позитивными перспективами. Говорить буду о наименее затратных по стартовому капиталу видах малого бизнеса, которые являются прибыльными в реализации, так как удовлетворяют самые важные потребности многих целевых аудиторий.
Под фразой "наименее затратные" подразумеваю вложения до 5 млн. рублей. Поверьте, сейчас это сущие копейки для входа на бизнес-арену. Прямо впритык, в зависимости от сферы деятельности. А где-то с этой суммы разговор только начинается:)
Итак, погнали.
1. Продукты питания. Имею в виду именно торговлю, а не производство. Правда с оговоркой, что локация вашего маленького магазина будет не в центре Петербурга, а где-нибудь в садоводствах или небольших населенных пунктах, куда еще не дотянули свои длинные руки крупные продуктовые ритейлеры, чьи магазины растут как грибы.
Раньше "Пятерочка" и "Магнит" даже не смотрели в сторону притрассовой и деревенской торговли. Это было фи-фи-фи для них! А теперь рынок поменялся, "жирные" времена прошли, и в каждом самом хиленьком СНТ в Ленобласти есть либо тот, либо другой сетевик, а то и оба сразу. Они, конечно, убивают малый бизнес как таковой, и конкурировать с ними в городе уже не получится, но еще есть места и локации, куда можно пристроиться и начать зарабатывать.
Либо как вариант, открываем продуктовый магазин с ориентацией на все экологичное, фермерское и натуральное. Берем локацию получше, в центральных и спальных районах города с домами комфорт-класса, делаем ремонт в экостиле, чтобы деревянные элементы и псевдотрава везде, и начинаем торговать. Но не по рыночным ценам, а чуть выше. У нас же экопродукты и скоропорт, и целевая аудитория - средний класс, а не масс-маркет какой-то:)
По поводу производства продуктов питания. Этот сценарий тоже можно рассмотреть, но только как штучную мануфактуру. Например, маленькая сыроварня или что-то подобное. Рынок сбыта - те же самые фермерские магазины с натуральными товарами. Однако любое, даже маленькое пищевое производство требует серьезных финансовых вложений.
Например, если нужна автоматизированная линия, то она обойдется не менее 5 млн. Кроме того, потребуются допуски и лицензии, квалифицированный персонал, а еще помещение с большими электрическим мощностями и подходящее по СанПинам. В общем, очень трудоемкая и энергозатратная тема.
2. Общепит: кафе, пекарни, столовые, пирожковые, кофе с собой и все в таком духе. Люди ели, едят и будут есть. Это наша витальная потребность, которую нельзя не удовлетворять. Иначе, смерть. В буквальном смысле слова. Поэтому все виды бизнеса, связанные с продуктами и фастфудом, во все времена будут востребованными и +- успешными.
Однако, чтобы открыть сразу большой ресторан или хотя бы кафе на 20 посадочных мест, нужны немалые вложения. Гораздо больше тех 5 миллионов, которые указаны выше. Особенно, если речь идет о франшизе. Проще и выгоднее начать с маленькой пирожковой, пекарни или ларька "кофе с собой", которые дадут вам возможность "потренироваться на кошках". С их помощью можно приобрести первый опыт в общепите и понять, хотите ли вы и дальше этим заниматься.
Надо иметь в виду, что даже при небольших размерах, бизнес этот сложный. Очень много остатков под списание, продуктовые недоимки, кассовые недостачи, проверки санслужбы, отсутствие стабильности в качестве работы повара/пекаря - и это лишь малая доля проблем, которые появятся в вашей жизни вместе со вкусными булками. Может так статься, что через год-два вы просто галопом сбежите из этого направления в сторону чего-то еще.
3. Фарма - аптека или аптечный пункт. Второе открыть проще и дешевле, чем первое. Но и продавать там можно только безрецептурные препараты, тогда как в аптеке торгуются все лекарства. Следовательно, выручка и прибыль в киоске меньше. Важно - и в аптеку, и в аптечный пункт нужно нанимать профессиональных фармацевтов, без них вести предпринимательскую деятельность в фарме запрещено законом.
4. Одежда и обувь. Сразу расстрою, конкурировать с крупными поставщиками и производителями не получится. Обувной рынок в стране, по сути, делят 2-3 ключевых игрока. По поводу одежды - сетевые ритейлеры и крупные продавцы с маркетплейсов держат все в своих руках. Вам с ними не тягаться.
Но можно попробовать заработать на чем-то эксклюзивном, например, сумки, рюкзаки и портмоне из натуральной кожи, уличная обувь на очень большой размер ноги или ортопедическая и так далее. Имею в виду либо перепродажу мануфактурных изделий, либо пошив на собственном мини-производстве. В первом случае понадобятся хороший поставщик и грамотный специалист по ВЭД + логист. Во втором - доступ к дешевой рабочей силе, помещение, оборудование. Заработать можно на оптимальном соотношении низкой цены и высокого качества.
5. Дети. Здесь прямо есть, где разгуляться. И речь сейчас не об одежде, обуви и игрушках, которые подмяли под себя крупные и средние ритейлеры. Мелким индивидуальным предпринимателям все еще остались детские подарки, праздники, анимация, игровые и спортивные клубы.
А еще детям часто нужны воспитатели, спортивные тренеры, репетиторы, гувернантки, беби-ситторы, нянечки, массажисты и средний медперсонал. В общем, если у вас есть опыт и специализация в каком-то из этих направлений, смело можете думать по поводу своего ИП. Главное преимущество детского small-бизнеса - не надо дорогих помещений и сверхтехнологичного оборудования. Зато, чаще всего, нужны квалифицированный персонал, спецдопуски и лицензии:)
6. Выездной ремонт чего бы то ни было. Начиная с автомобилей, заканчивая бытовой техникой или коммерческим оборудованием. Это одно из самых выгодных и малозатратных по капиталовложениям направлений. По сути, вам нужен тот или иной набор инструментов, а лучше несколько, ряд позиций по мобильному оборудованию, например, домкраты, генераторы, сварочники и прочее, плюс - личный автотранспорт, чтобы возить себя и весь свой скарб.
Возможно, еще помещение понадобится, где все это хранить. Но не факт. Тема выгодная, особенно если учесть, что вызов мастера на любые ремонтные работы начинается от 5 тысяч рублей. А еще можно торговать втридорога редкими расходниками и запчастями. Да, самое главное условие - вы должны быть "играющим тренером": и бизнес филигранно вести, и ремонт делать!
7. Стройка. Речь не идет о среднем и, тем более, крупном жилом и коммерческом строительстве. Эта история совсем не малого бизнеса. Даже не про бани, дома для дачи и конструкции из сендвич-панелей. Для всего этого великолепия нужны несколько своих бригад из разных высокоуровневых специалистов. Такую фирму лучше сразу открывать с большими деньгами, вкладываться в продвижение в сети и оффлайн и постоянно загружать заказами своих наемников, иначе они разбегутся кто куда.
Для малого бизнеса остается внутренняя отделка и ремонт помещений. Куда ни ткни пальцем во внутрянке, везде попадешь в живые деньги, при условии, что руки растут из того места:) И главное, если вы хороший плиточник, сантехник, электрик, штукатур или умеете устанавливать кондиционеры, двери и потолки, клеить обои, то достаточно опубликовать свое объявление на "Авито", и работа сама вас найдет. Да в таком количестве, что еще и отбиваться будете. При заработке до 240 тысяч в месяц даже ИП открывать не нужно, можно работать как самозанятый и бед не знать с налогами.
Отдельного упоминания заслуживают сварщики и токари - разговор о заработке этих товарищей в small-бизнесе только начинается со 150 тысяч рублей в месяц. Это при очень средненькой загрузке в лайтовом режиме. Если работать активно и много, то и 500 тысяч не потолок, особенно если приглашают на стратегические федеральные объекты.
8. Красота и здоровье. Косметология, стоматология, перманентный макияж, парикмахерское искусство, маникюр, спортивное питание, тренировки, массажи и прочее похожее - все сюда. Многие люди скорее есть не будут, нежели не сделают себе модную стрижку или останутся без ботокса в губах. Об этом направлении подробно буду рассказывать в следующей статье.
Здесь отмечу лишь, что за исключением разве что стоматологии и аппаратной косметологии, вход в большинство бизнесов, связанных с красотой и уходом за собой, не сильно дорогой. Особенно, если предприниматель сам является практикующим мастером или врачом, и поэтому может сэкономить на персонале за счет своего личного труда.
Касаемо стоматологии, то там все довольно дорого. Не самое топовое, но хорошее стоматологическое кресло стоит 3-5 млн рублей. А еще стерилизаторы, мединструмент и расходники нужны. Плюс - без ассистента и администратора работать не получится, поэтому будет статья расходов на персонал. Но если заниматься не только терапией, но и эстетикой, например, установкой виниров, то можно неплохо заработать, а заодно и личный бренд в стоматологической среде раскрутить.
9. Бухгалтерия. Всегда востребована во все времена. Опытных и грамотных бухгалтеров днем с огнем не сыщешь. Точно вам говорю. Поэтому если это ваша специализация, тогда в свободное от работы по найму время попробуйте взять на обслуживание пару-тройку ипешников и одно-два общество с ограниченной ответственностью.
Желающих попасть к вам на аутсорс будет много при условии, что у вас уже есть хорошая бухгалтерская репутация. Даже реклама никакая не понадобится, сами предприниматели расскажут о вас друг другу. Начнут рекомендовать из уст в уста.
10. Юридическое сопровождение. Оно всегда было востребованным, так как держать в штате юриста могут позволить себе не все малые и даже средние предприниматели. Поэтому ваши юридические услуги на удаленке придутся весьма кстати многим людям.
Особенно повезет тем, у кого специализация - земельное право. После того, как в 2022 году произошла переоценка кадастровой стоимости коммерческой недвижимости, суды просто завалены делами от истцов, желающих оспорить взлетевшую в разы цену их земельного участка или помещения. Это прямо-таки готовое бизнес-решение:)
Берем, открываем свое ИП и ходим по судам, представляя интересы обиженных предпринимателей, чья собственность, условно, с 5 миллионов стала стоить 20. От клиентов у вас отбоя не будет! Ведь налоги-то на имущество взлетают вместе с новой кадастровой стоимостью. И для кого-то сумма налогового бремени вместо, к примеру, 100 тысяч рублей в год вырастает до 1 миллиона и выше. Понятно, что такой собственник побежит судиться с Кадастром, ибо тут есть, за что бороться, когда разница в налогах в 800 тысяч вырисовывается.
11. Отдельно выделю IT направление. Оно считается самым востребованным и удачным. Но это не совсем так. Вернее - тема может быть очень рентабельной для тех, кто уже давно трудится в данной сфере или близок к ней. Понимает все мейнстримы и процессы. Знает, что такое project-менеджмент, освоил несколько языков программирования, а еще имеет профильное высшее техническое или математическое образование. Тогда будет несложно собрать небольшую команду единомышленников и начать свой стартап, например, по разработке мобильных приложений. Это вполне реально даже при небольших затратах.
Но совершенно иначе дело обстоит для людей, которые вообще никогда не работали в IT, ничего в этом не понимают и рассчитывают после курсов в онлайн-школе рвануть с места в карьер больших разработок, а затем, и бизнес свой открыть в этом направлении. А сами школы только и рады набирать таких студентов, обещая им быстрый и легкий переход из своей специальности в информационные технологии.
Однако, никто не предупреждает новоявленных программистов, что на этом рынке слишком большая сатурация опытных игроков, даже "поуехавших" из страны. Очень много переквалифицированных специалистов, которые годами занимаются разработкой, в том числе, на удаленке. Конкурировать с ними после полугодовых курсов по Data Science, программированию на Python или нейросетям просто не получится. У этих товарищей огромный багаж знаний и горы выполненных кейсов за плечами. А что у вас?
А у вас только лет через пять все это появится в нужном объеме и качестве. И еще больше уйдет времени на то, чтобы свалить от работодателей на вольные хлеба и превратить новую специальность в свой small-бизнес. Идея уже сразу после курсов набрать десяток студентов-программистов и запилить по-быстрому какой-то востребованный it-продукт вряд ли сработает. Даже если вы и ухитритесь каким-то чудом схватить рыночный тренд и наваять что-то нужное потребителю, то без опыта и знаний по выводу на рынок таких решений не получится привести проект к прибыли.
Хотя, конечно, попробовать можно. Но начать придется с самого нуля - с junior-программиста в каком-нибудь чужом студенческом стартапе. Крупные компании крайне неохотно берут на работу новичков, всем подавай уже готовых опытных разработчиков. Особенно в Санкт-Петербурге сложно устроиться.
Поэтому будьте готовы в свои, условно, 30-45 лет к низким заработкам на первых порах и жесткой конкуренции не только с теми, кто уже сейчас работает в IT, но и с теми, кто в ближайшие 2-3 года выйдет с матмеха или физмата на рынок молодым специалистом, готовым продавать свой труд за три копейки и мифические перспективы карьерного роста. Конечно, есть положительные примеры удачного перехода в кардинально иное направление, в том числе в IT, но их существенно меньше, чем тех, что "не срослись".
В любом случае, только вам решать, в какую сторону предпринимательской жизни двигаться. И плюшки ваши, и риски тоже.
А на этом завершим наш краткий экскурс в самые перспективные направления для small-бизнеса. В следующих публикациях пройдусь по каждому пункту отдельно и более подробно.