Одна из ключевых перемен последних лет в городах-миллионниках — изменение уклада жизни. Мегаполис по сути становится сервисом, а жители — его пользователями. Горожане формируют все новые и новые запросы, которые мегаполисы быстро или не очень быстро выполняют. И другого варианта нет, ведь большим городам важен человеческий капитал, от которого зависят процветание и рост. Эксперты отмечают, что мегаполисы становятся все более человекоцентричными, подстраиваясь под самые разные потребности современных горожан.
Чего хотят москвичи
А вот что нужно современному горожанину, ставшему довольно привередливым, — непростой вопрос с разными вариантами ответов.
В недавно вышедшем исследовании Международной урбанистической лаборатории «ЦЕНТР Lab» собрали выводы про тренды развития Москвы за последние три года. Один из них связан с тем, что люди хотят соединять в одном пространстве разные социальные сценарии: культурные и спортивные, образовательные и связанные с деловой активностью. Причем все эти требования предъявляются теперь не к городу в целом, а к локальному пространству, которое горожане выбирают для жизни.
Вот только проблема в том, что запрос такой у москвичей есть, а подобных пространств пока ничтожно мало. Исторически сложилось так, что в столице в один район приходится ехать в театр, в другой — на стадион, в третий — на учебу в вуз или на работу в деловой центр.
Что уже сделано в мире
Удачные примеры в мире действительно есть. Так, в Дубае подобный кластер был построен еще в 2011 году. Район Dubai Sports City на юге эмирата — комплекс с жилыми, развлекательными, торговыми, коммерческими, спортивными и рекреационными зонами. Здесь есть стадион для крикета на 25 тыс. зрителей, а еще площадки для занятий баскетболом, футболом и даже поля для гольфа. А совсем рядом университетский городок Dubai Knowledge Park.
Но любопытно посмотреть на проекты, которые проектировались не «с нуля», а преобразовывали уже сложившуюся инфраструктуру. Один из таких – Baglum Sports, Culture & Education Complex, который появится на месте заброшенного стадиона на севере Анкары. Архитекторы изменили функциональное назначение пространства, совместив рекреационные, социальные и культурные возможности, отвечающие потребностям района турецкой столицы. Стадион возродится и сохранит свои функции — на нем будет играть местная футбольная команда. А еще здесь появятся всесезонный променад и культурно-образовательный комплекс.
Еще один пример — многофункциональный комплекс Hiwell Amber Centre в Ханчжоу — столице и самом густонаселенном городе провинции Чжэцзян на востоке Китая.
На территории, где также находится Олимпийский спортивный центр и комплекс Азиатских игр 2023 года, бюро UNStudio представило проект нового Янтарного центра Hiwell. Это комплекс из четырех высотных башен, в котором планируется разместить апартаменты, офисы, отели и магазины. Hiwell Amber Centre — ответ на быстрый экономический и культурный рост региона. И новый комплекс призван предоставить широкий спектр услуг как жителям, так и гостям.
У нас тоже все будет
Авторы упомянутого выше исследования рассказывают об интересном московском кейсе — многофункциональном комплексе Luzhniki Collection. Он станет первым жилым комплексом в Центральном округе столицы со своей спортивной инфраструктурой в шаговой доступности, деловым пространством, культурными площадками и сетью прогулочных маршрутов. Девелопер соединит в нем то, что принято называть urban health (концепция развития городов, где жители могут вести активный и здоровый образ жизни), плюс культурную составляющую. Получится эффектное переосмысление Лужнецкого кластера, который объединит спортивную инфраструктуру Лужников с общественными пространствами нового строящегося комплекса по соседству.
По словам социолога и сооснователя исследовательского агентства Synopsis Group Павла Степанцова, Лужники как наследие Олимпиады — сложный объект для города. Это огромное пространство, которое большую часть времени было практически безлюдно. «Три года назад Лужники воспринимались как символически и инфраструктурно пустое пространство. Большинство москвичей не знали, что там можно делать, когда не проходят футбольные матчи. А большинство посетителей были из числа тех, кто жил рядом». По словам эксперта, такие пространства, как Лужники или Олимпийский парк в Сочи, «имеет смысл перепрограммировать и заполнять новыми функциями. Но так, чтобы территория не рассыпалась на разные не связанные друг с другом зоны и не потеряла свой уникальный код и историю места».
Эксперты одобряют
Павел Степанцов рассказывал про олимпийское наследие российских городов и их переосмысление и на встрече экспертов, организованной Инвестиционной группой АБСОЛЮТ. Социолог отметил, что, когда изучали территорию Лужников, сформировали несколько ключевых посылов, которые легли в основу их благоустройства: «Первый — это не чисто рекреационная и не чисто спортивная территория, и точно не Парк Горького, который в свое время уже сильно утомил москвичей. Второй — совмещение технологий и природы. В Лужниках можно будто “выйти” за пределы города, но при этом остаться в рамках технологичного пространства. И третий — это спортивные объекты, которые можно рассматривать как импакт-инвестицию. То есть сейчас мы вкладываемся в спорт, чтобы получить отложенный эффект крепкого здоровья в будущем. Причем и для конкретного человека, и для сообщества горожан, и для государства в целом».
Еще один важный момент, который отмечают исследователи и эксперты: для все большего числа горожан спорт становится не просто занятием, а образом жизни. «Спорт стал выходить из сугубо профессиональных пространств, не отменяя при этом спортклубов. И это тоже позволило, например, в тех же Лужниках создать гораздо больше возможностей», — отметил Павел Степанцов. А основатель и генеральный директор сети фитнес-клубов Encore Fitness Ирина Кутьина добавила, что спорт стал и комьюнитиобразующим явлением, и способом проводить досуг совместно: «Он действительно объединяет людей с общими интересами и ценностями. И это имеет большое значение для жилых районов». А еще делает их более привлекательными в плане покупки жилья.
Чего ждать в будущем
Исследователи городов и городского развития сходятся во мнении, что тенденция на переосмысление уже существующих, но почти неиспользуемых территорий, а также проектирование новых мультифункциональных зон будет развиваться. И это отразится на качестве жизни горожан. В пример здесь можно привести запрос москвичей на активный образ жизни. «Мы видим, как последние 10 лет весь город бежит, едет на велосипедах, роликах, скейтах», — говорит соучредитель «ЦЕНТР Lab» Сергей Георгиевский.
«Наше исследование показало, что пока примеров, предлагающих разнообразное социокультурное программирование территории, объединяющее все аспекты жизни человека, его деловой активности и досуга, в Москве и в целом в России не так много, — говорит Сергей Георгиевский. — Тем не менее у современного жителя мегаполиса сформирован комплексный запрос на возможности саморазвития как в сфере спорта, так и культуры. И чем больше у нас будет таких пространств, как трансформируемый сейчас Лужнецкий кластер, тем современнее и гармоничнее будет Москва».
Фото: dubai-property.investments.com, archdaily.com, Владислав Толстиков/vk.com/centerlabpro, пресс-служба проекта Luzhniki Collection