«Многие авторы пишут фэнтези, в том числе историческое. Придумывают что хотят, не заботясь о подлинных фактах, развлекая себя и читателя. С реальными-то событиями и биографиями труднее, для документальной прозы надо архивы и другие источники изучать, да и ответственность брать за выводы. Даже о людях XIX века писать сложно, не говоря о более ранних временах. А что у нас с биографиями известных соотечественников XX века? Есть ли качественные, более-менее объективные аудиокниги?», – ворчала я на утренней пробежке под моросящим ноябрьским дождем.
Вот в такой же хмурый ноябрьский день 1982 года страна узнала о смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Каждый, кто помнит себя в то время, помнит и обстоятельства, в которых узнал о кончине Генсека. Мне и моим одноклассникам объявили об этом на уроке в школе, все были шокированы, поскольку мы родились, когда Брежнев уже был у руля верховной власти, и не представляли другой жизни. И нужно ли было дочитывать заданную накануне книжку Брежнева «Целина»?
Конечно, уже тогда было сомнение, что Брежнев сам написал «Целину» и другие воспоминания. Но реальные подробности я узнала лишь на днях, из аудиокниги «Брежнев» Леонида Млечина. Там поименно названы талантливые журналисты из центральных газет, которые создавали тексты, опираясь даже не на рассказы Генсека, а на архивные документы. Этот эпизод биографии, как и другие, описан с документальной точностью, с цитатами из воспоминаний участников и очевидцев.
Я не ностальгирую по СССР. Меня интересовал вопрос, а возможно ли создать качественную документальную прозу о недавнем прошлом. И скажу вам, что у книги Млечина достоинств больше, чем недостатков.
Читатель может узнать не только все важные факты биографии Брежнева, но также их взаимосвязь; при этом Млечин не дает категорических оценок событиям, а приводит красноречивые отрывки из интервью и мемуаров очевидцев. Чтобы раскрыть «феномен Брежнева», автор подробно описывает характеры и деятельность его соратников Суслова, Косыгина, Андропова и других. Эти люди всячески подпитывали тщеславие Генсека и ни в коем случае не хотели его отставки, несмотря на резкое ухудшение здоровья с середины 1970-х годов из-за передозировок снотворного. Брежнев всех устраивал, даже глубоко больной и почти недееспособный.
В брежневскую эпоху были построены крупнейшие отечественные предприятия, развивались сырьевая добыча и энергетика, но об этом в книге мало сказано, поскольку автор не видит тут особых заслуг Генсека, подчеркивая его нежелание вникать в экономику и склонность к сибаритству. Но заслуги-то все-таки были и заключались в том, что удавалось избегать сильных политических потрясений на территории огромной страны. И это была важнейшая часть позднесоветской формулы, в которой были также гонка вооружений, «железный занавес», дефицит ширпотреба и много что еще.
Актер Владимир Левашев замечательно озвучил книгу «Брежнев». Очевидно, чтец, как и многие из нас, с интересом восстанавливал картину советского времени и разбирался в уроках недавнего прошлого.