Найти тему
Вера Ард

Перевернется ли Эдгар По в гробу? Нетфликс показывает "Падение дома Ашеров"

Когда один из самых успешных современных режиссеров хорроров снимает экранизацию одного из основоположников жанра, пусть даже и перенесенную в наши дни и сделанную на деньги Нетфликс (со всеми вытекающими последствиями включая “разнообразие”, которое уже превращается в однообразие), это звучит как минимум интересно. Поэтому, увидев высокие рейтинги и хвалебные отзывы, я все-таки решилась найти время (а 8 часов - это немало) и посмотреть новый проект Майкла Флэнагана, хотя не могу сказать, что я фанатка его творчества.  Смотрела у него “Доктор Сон” по Кингу - вполне неплохое кино. Но с его сериалами для Нетфликс у меня не сложилось. Из расхваленных “Призраков дома на холме” я осилила только полторы серии. Не вызвал интереса смотреть дальше. “Полуночная месса” захватила сильнее, но уже серии с третьей там настолько просел сюжет, что досматривала на перемотке (кстати, особо ничего не потеряла), финал не впечатлил. Однако не могу не отметить, что с точки зрения режиссуры и визуальной атмосферы “Месса” была очень хороша. Но вернемся к “Ашерам”)

Новый проект Флэнагана не является экранизацией одного этого рассказа - он компилирует множество разных произведений Эдгара По, пытаясь объединить их в единую историю. Где-то на уровне просто упоминаний отдельных названий и имен, где-то вставляя реальные сюжетные повороты. Если брать сериальную завязку, то перед нами Родерик Ашер, глава фармацевтической компании, у которого один за другим умерли шестеро его детей. Много лет его пытаются обвинить в том, что он подсадил на свои препараты миллионы людей, многие из которых стали зависимыми или, вообще, умерли. Ашер приглашает к себе на разговор своего давнего обвинителя Огюста Дюпена (привет “Убийствам на улице Морг”), выступавшему против него в суде, дабы рассказать свою историю. Как водится, встреча будет ночью, в дождь, в лишенном света семейном особняке Ашеров) Разговор последовательно идет в двух плоскостях - в нынешней, рассказывая о последовательной гибели шестерых детей Родерика, и в прошлом, когда еще молодой главный герой вместе с сестрой-близнецом вынуждены выбираться из нищеты и добиваться успеха любой ценой.

Первые две серии затягивают) За спиной прокурора Дюпена мелькают размытые фигуры призраков. Дети Ашеров ругаются между собой, пытаясь выяснить, кто же из них сливает информацию их противникам в суде. В прошлом близнецы пытаются справиться со смертью матери (если она, вообще, умерла…). Крючки развешаны. Вторая серия еще и является экранизацией яркого рассказа “Красная маска смерти”. Я не видела названия серии, но уже по ходу (помня рассказ) понимала к чему все идет и - и это прям здорово смотрелось. Визуально сериал сделан очень круто. Видно, что вложены деньги; костюмеры, декораторы, операторы - все проработано. Режиссер атмосферу поддерживает очень хорошо. Плюс лично для меня очень работали эти отсылки к По, поскольку не все, но многое я читала. И когда случайные буквы аббревиатуры у тебя образуются в RUE, а кто-то говорит, что это место следовало бы назвать Моргом, а там идут опыты на обезьянах, то тебя прям захватывает от предвкушения, как же будет обыгран сюжет “Убийства на улице Морг”. Так что, если вы Эдгара По читали, то поиграться в поиск пасхалок будет очень интересно. 

Однако эта структура с отсылками к книгам и поиском намёков, как же погибнет очередной из Ашеров (2-7 серии построены на рассказах об одной смерти каждая) и какова тут роль таинственной женщины, мелькающей в каждой истории, не могут поддерживать внимание долгое время. К четвёртой серии смотреть становится просто скучно. Новизна уходит и ты ждёшь, когда же уже героя убьют. Тем более, что в середине каждой серии показывают призрака будущего мертвеца и по его облику примерно можно понять, как же он встретит смерть. И призраки уже не пугают, как в первых двух сериях, мы их ждём, тем более что нам проговаривают, что у главного героя могут быть галлюцинации, поэтому мы даже и не уверены, призраки ли это вообще. Зато во второй половине сериала начинают уже резать глаз логические дыры и сцены, явно затягивающие хронометраж. Смотришь просто, чтобы узнать развязку. Финал нормальный, но без wow-эффекта, да и вопросы к нему тоже есть. 

Теперь о минусах. Не хватило самой истории. Все герои изначально абсолютно аморальны, так что их не жалко. При этом персонажи, за которых можно было бы попереживать, не особо раскрыты. Линия про юность Ашеров казалась интересной, но она не доведена до финала. Непонятно, как главный герой из прошлого, стал тем самым главой фармацевтической империи, уничтожившей столько людей. Да и сам ключевой момент, на котором обрывается его история, кажется ну очень странным, не вполне раскрыто как он пришел к подобному решению. 

Его сестра в юности тоже довольно интересный персонаж. И хотя актеры визуально похожи на свои пожилые версии, все равно не клеится, что это одни и те же люди - мы не понимаем, как они такими стали. Хотя за этим как раз было бы интересно понаблюдать. Прокурор Дюпен тоже не сильно раскрыт ни в юности, ни в зрелом возрасте. И вот здесь не могу не упомянуть про один характерный для Нетфликс (и многих западных платформ) момент. У детей Ашеров практически нет обычных гeтepо семей. А те, что есть, представлены совершенно нездоровыми. При этом все дети Ашеров (хоть гeтepo, хоть paдужные) отвратительные люди. И поэтому несмотря на обилие повестки, в целом нормально воспринимается, что не обеляют одних и не принижают других. Но при этом едва ли не единственного однозначно правильного персонажа - Дюпена - сделали темнокожим гoмoс@ксyалистом. Причем это вообще никак не влияет на сюжет. Нам просто несколько раз говорят, что у него есть не жена, а “он”. Видимо, авторы решили сбежать от обвинений в негативном изображении того самого “небольшинства”. И при всем этом монолог в финале о том, что Дюпен возвращается домой к своим детям и внукам, в отличие от загубившего свой род Ашера, выглядит мягко говоря странным - а у Дюпена-то какой род? Дети ведь должны быть приемные (или какие там еще) с учетом специфики его семьи. Я понимаю, что могут быть варианты, но, честно, это выглядит ну ооочень коряво.

Про актеров еще добавлю - большинство персонажей - детей Ашеров смотрятся интересно, кастинг хороший, как и у молодых версий старших героев. Но про самих Родерика Ашера и его сестру не могу так сказать - как-то они не очень походили на тех монстров, кем должны были бы быть с учетом их истории. Причем сестра интереснее, а вот главный герой… Читала информацию, что изначально его должен был играть Фрэнк Ланджела, но того отстранили от съемок за некорректное поведение. По слухам во время съемки сцены с актрисой, играющей его молодую жену он положил руку ей на ногу не в оговоренном заранее месте. И еще периодически называл ее “детка” (Интересно, а как надо было называть девушку на 40 лет моложе - ему самому-то уже за 80)))) Но это другая история, хотя вполне в контексте Нетфликс) В общем, Брюс Гринвуд в этой роли мне не очень понравился. Вроде и играет нормально, но персонаж какой-то неинтересный, не выглядит центром действия. На вторых ролях тут можно увидеть Марка Хэмилла - максимально далекого от роли Люка Скайуокера из “Звездных войн”. Его просто приятно видеть в кадре и мне понравился финал его линии, тут вопросов к сценаристу нет. 

Но, в общем и целом, в сериале, если не считать многочисленных названий и цитат, от По практически ничего не осталось. Сериал выглядит хорошо сделанной современной смесью хоррора и мыльной оперы. Смотреть вполне себе можно и даже интересно, хотя середина и затянута. Но, кажется, атмосфера произведений автора была куда лучше показана в вышедшем в начале года фильме от Нетфликс “Всевидящее око”, где молодой Эдгар По был героем-следователем наравне с полицейским персонажем Кристиана Бэйла. Думаю, автор бы очень удивился, узнав, какие персонажи будут носить имена его героев спустя пару веков и как будут обыграны его сюжеты.

А вы знакомы с творчеством Эдгара По? Как относитесь к столь вольным экранизациям?

P.S. Если вам понравилась публикация, не забудьте поставить лайк и подписаться. Это очень поможет развитию канала📖