Найти тему
Юрий Бойчук

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ

-Добрый день! Меня зовут Игорь, я звонил Вам по объявлению о продаже книг.

Дверь открылась, Игорь увидел перед собой продавца немного за пятьдесят, который хмуро его осматривал.

- Проходите.

- Я тут с собой взял сумку и рюкзак, может книг будет много, чтобы всё поместилось, - Игорь разулся, и оставил у двери свою поклажу.

- Проходите, - ещё раз повторил продавец и открыл двери комнаты. Игорь зашёл в комнату и увидел огромную стену, заставленную книжными полками.

- Ого! - удивленно произнес он и его глаза забегали по корешкам книг, но через несколько минут он разочарованно произнес: -Жаль, это не то что мне нужно. Извините пожалуйста!
- А, что Вас не устраивает? - не теряя угрюмости спросил продавец.

- У Вас прекрасная библиотека, но эти книги мне не нужны. Это стандартный набор подписных изданий советской эпохи. Пушкин, Лермонтов, Бальзак, Куприн, Паустовский - в интернете вагоны этой макулатуры от 30 до 50 рублей за штуку. А я ищу редкие издания тридцатых, пятидесятых годов, альбомы по искусству.

- Так Вы не для себя берёте, а для перепродажи! - печально удивился продавец, - а почему Вы начали заниматься этим, пардон, бизнесом?

- Дядя покойный, Царство ему Небесное, в конце девяностых продавал всякие новомодные детективчики, фантастику, романы для взрослых- спрос был сногсшибательный! Встретились после того как я институт окончил, думал он уже это бросил, а нет, он в интернете искал редкие издания и продавал коллекционерам. Вот и меня в это втравил. Теперь это у меня из хобби превратилось во вторую работу. Как говорил дядя: «Пока живы люди с советским образованием эти книги будут покупать». И он оказался прав- заработать на них можно неплохо. Люди с советским образованием всё чаще умирают, а их наследники смотрят на эти книги как на макулатуру, занимающую квадратные метры.

- То есть по сути вы как конкистадоры, которые у индейцев за бусики покупали золото и продавали его дорого тем, кто знал ему цену.

- Можно и так выразиться, - удивился Игорь необычному сравнению.

- А вам самому не интересны эти книги?

- Нет! Чтение столько времени забирает…

- То есть Вы занимаетесь перепродажей книг, даже их не читая?

- Послушайте, продавцы наркотиков тоже не все наркоманы! Им не обязательно пробовать то, чему и так знают цену.

- Следуя Вашей логике, главное знать самые продаваемые издания, названия книг, автора и этого достаточно для вашего бизнеса.

- Да, - не скрывая иронии, улыбнулся Игорь.

- Но к книгам нельзя так относиться! – тон продавца был не нравоучительный, а звучал как искреннее изумление, - тридцать лет назад, чтобы получить подписное издание Диккенса, я простоял с трех часов утра в очереди под книжным магазином на двадцатиградусном морозе. Мастера и Маргариту поменял на джинсы, которые мне отец привёз из загранплавания. Прошло всего тридцать лет! Удивительно как поменялись основы мировоззрения! Неужели для вас это просто макулатура?

У Игоря сложилось ощущение что продавец разговаривает сам с собой. Он ещё раз осмотрел библиотеку.

- Возможно вот это не макулатура, - Игорь достал двухтомник Сервантеса, - Нет, ошибся! Думал это издание с иллюстрациями Кукрыниксов пятьдесят третьего года, вот его бы я купил, а это обычный «Дон Кихот», максимум 100 рублей.

- Его тоже не читали?

- Нет, - усмехнулся Игорь и поставил Сервантеса на полку, - только в детстве фильм смотрел. Какой-то сумасшедший ищет возлюбленную, бросается на мельницы.

Его взгляд привлек морской кортик, лежащий перед книгами на полке, он взял его и вытащил из ножен.

- Настоящий? – потрогал он подушечкой пальца лезвие.

- Настоящий – услышал он позади ответ продавца.

Он положил кортик и продолжил осматривать книги.

- Паустовского, вот в этом издании, мне отдали весь восьмитомник за 100 рублей. Ради чего тут стоять на морозе? Какие-то рассказики о природе, о море. Кому это сейчас нужно? Мериме, Бальзак, Лондон, Ролан. Вот был бы у Вас Купер в шеститомном издании 61 года, я бы взял, а такой же коричневый я продавал несколько месяцев, в итоге отдал за те же деньги и ничего не заработал. Поэтому, ещё раз извините! - Игорь повернулся и у него внутри всё похолодело.

Продавец стоял напротив него и в руках у него было ружьё.

- У меня с собой 3700 рублей и на карте 8000, - медленно с расстановкой произнёс Игорь, точно так, как это делали детективы в фильмах про маньяков.

- Константин Паустовский, седьмой том- повернись и возьми, - также медленно с расстановкой, как будто передразнивая Игоря, ответил продавец и взвёл курки.

Игорь повернулся нашёл взглядом ряд серых книг и достал седьмой том.

- Сядь в кресло и найди рассказ «Телеграмма»

Игорь послушно сел и начал судорожно искать.

- Нашёл, - он посмотрел на продавца, который не отводил дуло ружья.

- Теперь читай вслух, - продавец сел в кресло, напротив.

- Зачем?

- Восстанавливаю справедливость! Ты забыл, что продавцы наркотиков, хоть один раз, но пробуют дурь, которую продают, чтобы понимать масштабы её воздействия на своих клиентов. Ты же продаешь кайф вселенского масштаба! Эти книги изменяют до такой степени, что простые люди превращались в личности, способные изменить себя в первую очередь, а после этого они были способны создавать атомные технологии и летать в космос. Это не источник развлечения- это источник вдохновения! После прочтения вот этих книг, они не создавали себе искусственные источники дофаминов, чтобы найти кайф ради которого стоит жить, они находили этот кайф внутри тех смыслов, которые постигали. – лицо продавца изменилось до неузнаваемости. Он говорил это так, как будто Игорь нанес ему смертельную обиду, - Чтобы ты понимал, что сейчас находится в твоих руках я расскажу тебе маленькую предысторию. В середине прошлого века, всемирно известная актриса Марлен Дитрих, которой современные голливудские оскароносцы даже в дублёры не годятся, прочитала рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма» и когда она была на одном из мероприятий, на которое был приглашён писатель Паустовский, она вышла на сцену, и чтобы выразить своё восхищение его талантом встала при всех перед ним на колени. Великая актриса перед писателем «рассказиков про природу и море»!

- А если я не буду читать? Вы же не будете стрелять? Как Вы потом объясните все полиции? Вы не похожи на маньяка или сумасшедшего!

- Я могу использовать ружьё для самозащиты. Ты находишься в моей квартире, на кортике твои отпечатки пальцев, у тебя с собой огромная сумка и рюкзак, для чего они тебе? Вещи вынести или меня по частям?

- Если прочту, Вы меня отпустите? – в бессилии воскликнул Игорь. Доводы продавца были убедительны.

- Слишком много вопросов задаёшь! – холодно ответил продавец, не оставляя шанса для компромисса, и продолжил рассуждения- Хотя, чему тут удивляться! Это манера вашего поколения, всегда хотите знать заранее, что с вами будет. Фильмы выбираете дольше чем их смотрите – нужно гарантированное удовольствие от просмотра. У вас, наверное, невроз начинается по пятницам, если не определили количество сериалов на выходные.

- Если прочту, Вы меня отпустите? - упрямо повторил Игорь.

Продавец посмотрел Игорю в глаза и чуть понизил голос.

- Отвечу тебе как дилер дилеру. Эффект сногсшибательный, зависит от дозы. Доза Паустовского для новичков мне неизвестна, начнём с «Телеграммы», а там посмотрим.

- Вы что меня троллите?

- Нет, издевается ваше поколение над моим! Мы отдали вам жизнь, страну, достижения, открытия можно было двигаться дальше и развиваться! Сколько лекарств вы должны были придумать! Сколько миллионов людей излечить от рака и СПИДа! Сколько спасти стариков и детей! Спасти природу от экологической катастрофы! Прекратить голод! Нужно было просто продолжать, а не искать чего-то нового! Главное открытие, которое вы сделали, вы открыли для себя всепожирающую вседозволенность, обустроили царство комфорта и создали нацию гедонистов! И сейчас когда ты с убивающим безразличием произносишь священные для меня фамилии, которые наполнили мою жизнь смыслом я хочу восстановить справедливость! Я хочу, чтобы ты прочел то, что называешь макулатурой!

- А что же вы такие образованные, цельные личности такую страну просрали! - не выдержал этой тирады Игорь.

- Мы не передавали вам власть по наследству, мы передали принципы и взгляды, тот базис, который формирует образ жизни конкретного человека, который в результате становится личностью! Именно личность изменяет всё вокруг себя! А вы вместо личностей превратились в стадо, которое повинуется только двум принципам - Хлеба и Зрелищ! Посмотри на себя! Тебе за тридцать и чем ты занимаешься? Обманываешь стариков, чтобы состричь свой гешефт! Они знают цену своим книгам, только из-за низких пенсий отдают тебе их за копейки.

-А я смотрю Вы своих детей тоже ничему не научили, -кивнул Игорь на фотографию на стене, на которой был изображён продавец в окружении двух красивых девушек, - почему же это библиотека не у них? Уже должны бегать внуки, а Вы, читать им рассказики про природу и море.

- Тебе как-то по-другому продемонстрировать серьезность моих намерений, - ледяным тоном произнес продавец и вновь направил ружье. Игорю стало понятно, что его последняя реплика задела продавца за живое.

- Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели, - он вслух начал читать «Телеграмму» Паустовского.

Через полчаса он дочитал последние строки рассказа и замолчал, продавец тоже молчал. Прошло пять минут, Игорь так и сидел в своём кресле забыв, что напротив него сидит человек с ружьём. Он отложил книгу и достал смартфон.

- Алло, мам привет! Да никуда я не пропал, просто работы очень много. Как дела? Как папа себя чувствует? Скучаете, я тоже скучаю. Конечно приеду, давай в эти выходные! Конечно обещаю. Ну чего ты плачешь? Что значит пропадал и нашелся? Готовь свои фирменные рогалики, в эту субботу я обязательно приеду! Люблю тебя! Отцу привет!

Игорь улыбнулся и посмотрел на продавца, тот задумчиво смотрел на стену, на свое фото в окружении девушек.

- Можно я Дон Кихота куплю? –прервал молчание Игорь.

- Забирай, дарю

- А с чего вообще посоветуете начать? - Игорь кивнул на полки с книгами.

- Советую начать с того, чтобы почаще звонить маме. Не у всех есть такая возможность.