Согласно сообщению турецкой компании Baykar, новая версия БПЛА Bayraktar TB3 совершил свой первый испытательный полет и посадку 27 октября.
Беспилотник Bayraktar TB3 с возможностью короткого взлета и посадки (STOL) представляет собой военно-морской вариант серийного дрона Bayraktar TB2.
Планируется, что беспилотник Bayraktar TB3 станет основной беспилотной платформой «беспилотного авианосца» ВМС Турции TCG Anadolu, обеспечивающей как легкие ударные возможности, так и постоянное наблюдение на море.
Было отмечено, что БПЛА TB3 совершил свой первый полет с взлетно-посадочной полосы Летного учебно-испытательного центра Чорлу, который расположен на северо-западе Турции.
«Возможности короткого взлета и посадки сделают беспилотник TB3 его идеальным для использования на авианосцах, а также на десантных кораблях с большой палубой.
Возможность совершать короткие взлеты и посадки также расширяет возможности беспилотника на небольшие, удаленные взлетно-посадочные полосы на берегу, предоставляя турецким силам большую гибкость во время наземных операций», — говорится в сообщении компании Baykar.
Согласно заявленным техническим характеристикам, размах крыльев Bayraktar TB3 составляет 14 метров, длинна 8,35 метра, максимальная взлетная масса 1450 кг при грузоподъемности 280 кг.
Беспилотник серии TB3 оснащен отечественным двигателем TEI PD170 мощностью 172 лошадиных силы, а заявленная дальность полета составит не менее 1000 морских миль и более 24 часов автономной работы.
Что касаемо вооружения, TB3 имеет 6 точек подвески под складными крыльями, что позволяет ему нести различные боеприпасы, включая ракеты с лазерным наведением, противопехотные бомбы и противотанковые ракеты.
Помимо ударных возможностей, TB3 в первую очередь будет использоваться в разведывательных целях наблюдения и рекогносцировки.
Заявляется, что беспилотник обладает возможностями связи за пределами прямой видимости, которые позволят операторам видеть огромные пространства океана. А его способность нести различные модульные системы также может сделать его идеальной платформой ретрансляции связи.
Также было подчеркнуто, что беспилотник TB3 поступит в серийное производство уже в 2024 году и в том же году будет готов к работе на борту универсального десантного корабля с большой взлетной палубой и трамплином «Анадолу», который может быть сконфигурирован как легкий авианосец.
Корабль TCG Anadolu был передан ВМС Турции в мае 2023 года. Помимо беспилотников, десантный корабль «Анадолу» способен нести на борту самолеты STOL и вертолеты, а также различную бронетехнику, включая танки и боевые машины пехоты.
«Анадолу» имеет полётную палубу площадью 5440 м² и авиационный ангар площадью 990 м², который способен вместить 12 средних вертолетов или 8 тяжелых вертолетов типа Boeing CH-47F Chinook.
Когда авиационный ангар и отсек для лёгких грузов объединены, корабль может нести до 25 средних вертолетов или до 10 истребителей короткого взлета и посадки F-35B и 12 средних вертолетов с возможностью размещения еще до 6-ти вертолетов на палубе корабля.
Помимо работы над TB3, компания Baykar также разрабатывает дрон-истребитель «Кизилельма», который в перспективе также может найти применение на борту легкого десантного авианесущего корабля «Анадолу».
Планируется, что серийное производство беспилотников «Кизилельма» с турбореактивным двигателем начнут уже в следующем году. Согласно официальным заявлениям Baykar, принятие на вооружение БПЛА Bayraktar KIZILELMA в состав универсального десантного корабля «Анадолу» запланировано на 2025 год.