Социальные страхи – это довольно распространенная группа переживаний, связанных с нахождением в социуме. Есть они и у детей, только вот часто их принимают за особенности характера или капризы ребенка.
Страх перед обществом не всегда так очевиден, как страхи перед реальной опасностью: например, высотой, глубиной или темнотой. Из-за этого родители могут попросту не понимать, почему ребенок ведет себя определенным образом: раздражаться из-за того, что он просит купить ему одежду или игрушку как у одногруппника в садике, злиться, что ребенок не стал разговаривать или огрызнулся добродушной соседке, спросившей его как дела. В первом случае это будет желание идентичности с социальной группой, в которой ребенок находится, во-втором – страх сказать что-нибудь не то взрослому человеку.
Откуда берутся социальные страхи у детей?
Одна из причин лежит на «поверхности» - у ребенка была негативная или травмирующая ситуация, связанная с социумом и его месте в нем.
Вторая – слишком завышенные требования к детям и нетерпимость к ним. Последнее часто вызывает тревогу у родителей, которые начинают предъявлять детям требования, несовместимые с возрастом (например, заставлять трехлетку с кризисом культурно вести себя на двухчасовом спектакле).
Когда родители начинают понимать, что их ребенок слишком застенчив и нелюдим, они зачастую совершают еще одну ошибку – толкают ребенка в самую гущу социальной жизни. Это сродни забрасыванию не умеющего плавать человека на глубину – якобы, он так быстро научиться плавать. Помогают такие радикальные методы далеко не всем.
Как можно помочь ребенку?
- Сидеть дома, полностью оградившись от социума – провальный вариант. Нужно выходить с ребенком «в люди», но создавая ему безопасное пространство. Пусть малыш первое время ни с кем не контактирует и присматривается к окружению, чем он будет всю жизнь прятаться за родителями.
- «Создавайте» связи своему ребенку – знакомьтесь с родителями других детей, поддерживайте общение. Родители нередко сами неосознанно показывают не «тот» пример: ни с кем не общаются, не имеют друзей, никуда не ходят. С чего тогда ребенку быть социально активным и открытым?
- Занимайтесь самооценкой ребенка – чтобы мнение окружающих не было для него решающим. Процесс этот длительный и непрерывный – нельзя просто взять и провести пару бесед на эту тему – становление самооценки происходит не один год.
- Дома нужно озаботиться созданием благоприятной, безопасной и принимающей атмосферы. Также очень важны открытые и доверительные отношения с родителями.
- Детям, которые уже имеют определенные связи, необходимо объяснить, что необязательно быть «гвоздем программы» и звездой, чтобы чувствовать себя в обществе хорошо. В социуме мы надеваем много масок и исполняем разные роли – всегда можно подыскать для себя комфортную.
Отдельным и важным пунктом можно отметить отсутствие гиперопеки – подобный стиль воспитания «взращивает» социальные страхи лучше всего. Когда за ребенка всё делают родители, не дают ему учиться конфликтовать, выходить из спорных ситуаций, самому налаживать контакты и проявляться – мы получаем взрослого как минимум с социальной тревожностью. Поэтому ребенка нужно принимать и наставлять, но в то же время не лишать его самостоятельности.
Если страх ребенка перед обществом плохо поддается коррекции, проблемы ухудшаются и никакие из перечисленных методов не помогают – необходимо показать ребенка психологу, чтобы исключить серьезные расстройства или начать своевременное лечение.
Были ли в вашем детстве социальные страхи? Боялись рассказывать стих Деду Морозу?
Запись на консультацию:
+7 913 380-83-42
Skype: as3808342
Научитесь управлять своими эмоциями!💪
Автор: Андрей Савенко
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru