Найти тему

Шринкфляция и даунсайзинг

Оглавление

Именно так называется явление, которое часто можно наблюдать на полках магазинов — когда в бутылке молока мы обнаруживаем 900 мл вместо литра. Цена при этом либо снижается непропорционально уменьшению веса или объема товара, либо не снижается вообще.

Так создается видимость стабильных цен при их повышении. Это форма скрытой инфляции — единица товара дорожает, и покупатель получает меньше за те же деньги.

Шринкфляция и даунсайзинг — почти одно и то же, но с нюансами. Понятие «шринкфляция» шире, поскольку подразумевает не только сокращение объема продукта, но и снижение его качества за счет замены тех или иных ингредиентов. Есть ещё т.н. скимпфляция — одновременное уменьшение массы и изменение рецептуры в худшую сторону.

Зачем производителям понадобилась шринкфляция?

Они не хотят повышать цены открыто — это вызовет негатив у покупателей, в глазах которых товар станет менее привлекательным. В качестве удобоваримой причины, как правило, называются рост производственных издержек и налогов.

Как распознать?

Проще всего заметить шринкфляцию и даунсайзинг на продуктах, которые вы покупаете постоянно. Достаточно сравнить информацию на упаковке товара с ее прошлой версией или с аналогичными товарами других производителей.

Вы можете заметить, что:

  • уменьшилось количество продукта;
  • увеличился размер упаковки;
  • прямые углы упаковки стали скошенными;
  • дно бутылок (например, с тем же молоком) стало выпуклым.

Как защититься?

Внимательно читать информацию на упаковках и проверять стоимость в пересчете на единицу веса или объема (например, на килограмм) — ориентироваться на цены в расчете за упаковку практически нереально.

Полезный способ защититься от шринкфляции — это отказаться от покупки сладостей, снеков и газировки. Именно эти товары часто подвержены шринкфляции.

Есть ли товары, которые не подвержены шринкфляции?

Есть. Это фрукты, овощи, мясо, хлеб и т.д.