В ТГ опубликовали трогательную историю о НИОКР, конкуренции, свободном рынке и падающих ценах.
В реальности снижение показателей на этом графике связано с началом поставок "дешёвой" (и более популярной в итоге) Tesla Model 3 во второй половине 2017 года. А в 2020 году начались продажи основанного на Model 3 электромобиля Tesla Model Y. В сумме их продаётся примерно в 30 раз больше, чем "премиальных" моделей (типа Model S).
Освоение более дешёвого и ёмкого рыночного сегмента — вот и весь секрет уменьшения средней отпускной цены. При этом стоимость каждой отдельно взятой модели (и её конфигураций) иногда даже вырастает.
Можно, конечно, возразить, что в январе 2023 года компания снизила цены на свои электромобили. Так, самая дешевая версия Model 3 («Standard Range») подешевела на 6,4% — с 46 990 долларов до 43 990 долларов.
Но мало этого, в апреле компания опять снизила цены! Model 3 теперь можно было купить всего за 41 990 долларов!
Ух ты! Какая молодец эта компания Tesla! Но.
Но в марте 2022 года она поднимала цены из-за растущих расходов на производство. В первую очередь — из-за подорожавшие аккумуляторов (тех самых, которые всегда-всегда только дешевеют, как утверждало Международное энергетическое агентство). Tesla Model 3 подорожала тогда сразу на скромные 23% — с 38 190 долларов до 46 990 долларов.
А снижать цены в текущем году компания начала из-за неудовлетворительных производственных показателей и, что самое важное, из-за выпадения стоимости её автомобилей за пределы, в рамках которых можно рассчитывать на господдержку.
Кстати, полагаю, Tesla учитывает господдержку, когда рисует графики снижения средней цены продажи своих электромобилей.