Найти тему

Можно ли летать в грозу?

Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Летний сезон и пора отпусков на море закончились, а значит и грозы остались у нас за спиной и будут ожидать лишь в следующем году. Но не торопитесь расслабляться, грозовая активность может поджидать и на других направлениях, особенно часто встречается со стороны Юго-Восточной Азии. А вот опасно ли это и стоит ли бояться, я приглашаю вас обсудить вместе со мной.

-2

Пару слов о грозах. Почти 78% всех гроз сосредоточено около линии экватора, либо на небольшом от нее удалении, чем ближе к полюсам земли, тем меньше вероятность грозы. Самый известный город, подверженный влиянию гроз, практически рекордсмен по вспышкам в небе - Индонезийский город Багор. Там, кстати, грозу наблюдают 320 дней в году в среднем. Еще рекордные грозы наблюдаются в Уганде и Кении. Как видите - все около середины планеты.

"Ну гроза, что гроза, и не в такие дожди садились. В Сочи летом бывает хуже, в Домодедово бывает сносит ветром, но там хоть на второй круг можно уйти. А грозы... Летом и мало. А Юра (друг по учебе), вон, во Вьетнаме летал, так у них раз в неделю аэропорт смывало. Если в октябре в Питер лететь, то переживать из-за грозы не стоит. Я бы больше нервничал из-за ветра и снего-дождя, который способен испоганить любую прогулку и жена будет недовольная. А на северах многие вообще гроз в небе не видели за год ни разу." - Командир Воздушного судна А320, АК "Ямал".

На территории нашей необъятной самые сильные грозы наблюдаются в Сочи, Анапе, Геленджике (побережье Черного моря) и во Владивостоке. Привет всем любителям Марк 2.

Но это все про летний сезон.

-3

Грозу из самолета видно, это факт. Самые высокие грозы мной были замечены на высоте и 38000 футов, что равно высоте 11500 метров. Выглядит как огромное облако, резко поднявшееся над остальными серыми облаками, и это очень заметно. Внутри самого облака с грозовой активностью будет более плотный воздух, датчики высокого давления на самолете будут получать неправильные показатели из-за этого, пилоты в большинстве случаев принимают решение облетать грозу, но никак не идти через самый центр активности.

Если гроза находится в зоне аэропорта и разряды молний наблюдаются на пути захода на полосу? Тогда самолеты отправляют на запасные аэродромы, либо в хону ожидания, чтобы дать погоде немного времени прийти в себя и отступить. Если этого не хватает, то борт может уйти в другой город, совершить посадку там, дозаправиться при необходимости и уже после этого достичь пункта назначения. И нет, пассажиров просто так не выпустят, и курить никого не отпустят. Зимой это часто происходит из-за снегопадов, вечно рейсы садятся не в Кольцово, а то в Баландино, то в Савино. Это Челябинск и Пермь. Еще в Тюмень как-то разок улетал, но давно.

Основную опасность в себе таит не разряд молний, а порывистый ветер и ограниченная видимость, которые и мешают безопасному заходу на посадку. Подобный случай был как в аэропорту Сочи, 1 сентября 2018 года, там их Boeing 737 выехал после посадки за пределы полосы, снес забор, ударился в реку и больше не летал. Хоть из пассажиров и экипажа никто не пострадал.

-4

Можно было сесть и более штатно, не украшая своими фотками ленты новостей, но ошибка в пилотировании привела именно к этому.

А что если молния попадет в самолет?

-5

Да ничего! Будет входное отверстие и выходное. Разряд просто пройдет по фюзеляжу, и выйдет, чтобы заземлиться. Несмотря на огромный вольтаж, самолет умеет "не обращать внимания" на удары молний. Редкие случай, когда на борту что-то действительно происходит, связанное с электроникой, именно в результате грозовой активности.

Попала нам как-то молния в самолет, это ни с чем не спутаешь, летим дальше, все нормально. А потом второй пилот заявляет, что его, в момент удара молнией, дернуло током, потому что он держался рукой за металлическую панель. Кто-то поверил, техники посмеялись.

Однако, есть и известные случаи попадания молний в самолет. Так, например, 5 мая 2019 года, вылетая из Шереметьево, Суперджет 100 компании Аэрофлот попал в грозовую активность, принял удар молнии на себя, командир принял решение о возврате в аэропорт, далее как по нотам - ошибка в пилотировании, возгорание, черные ленточки на фотографиях. Там, в целом, довольно много вопросов, но по факту - самолет мог лететь дальше, а воспламенился не из-за удара молнии, а из-за ошибки командира. Есть куча разборов на эту тему, здесь это слишком долго описывать.

-6

На крыльях у современных самолетов уже давно есть специальные токоприемники, способные отразить попадание молнии, сделав его безопасным для самолета, а вся электроника имеет несколько ступеней защиты от влияния электричества из окружающей среды.

Зато, если пролетать прямиком через грозы и облака, то может нехило потрясти. От турбулентности, конечно, тоже еще ни один самолет не развалился, но паника среди пассажиров может разыграться нешуточная: трясет, сверкает молния, еще и удары тока по второму пилоту. Не напоминает серию про Бройлер 747, который уже 328 серий терпит крушение?

Итог. Вам, как пассажиру, переживать точно не стоит, пусть вся ситуация будет в руках у пилотов, а вы пока приготовьте камеру потому что гроза на взлете может быть очень красивой, особенно ночью. Опасности как таковой для самолета там нет, ветрам самолеты противостоят, а в случае совсем уж сильных порывов, могут уйти и на запасные аэродромы. Так что летайте с удовольствием.

Благодарю вас за внимание, подписку и лайки, напоминаю еще раз про промокод "Говорит старший бортпроводник", сказав его мне лично, получите на борту шоколадку и кофе, а еще пожелание на будущие рейсы. Спасибо.