Найти тему
Наглядная история

Немного о динамике числа пассажиров авиатранспорта на конец 3-го квартала 2023-го

В ЕМИСС опубликовали данные о числе пассажирских авиаперелётов за сентябрь 2023-го, и я решил кратко об этом написать, потому что стало чётче проявляться то, о чём я писал в начале лета: рост некоторых показателей в текущем году объясняется провалом 2-3 квартала 2022-го (скажем, в авиации резко закрылось множество направлений, как из-за санкций, так и из-за закрытых аэропортов на юге, и было вообще непонятно авиакомпаниям, вернётся ли их самолёт, если он полетит за границу) и может перейти к стагнации и спаду по итогам года. С тех пор ситуация в авиации стала понятнее, отрасль начала адаптироваться к новым условиям, и мы увидели рост, однако негативно влияющие общие факторы остались, что грозит привести в итоге к снижению, пусть и не такому быстрому, как во 2-3 кварталах 2022-го.

Вот как выглядит помесячная динамика.

-2

А вот как сейчас выглядят скользящие суммы по числу пассажирских авиаперелётов (использую их для избавления от эффекта сезонности).

-3
-4

Рост начала года прекратился, по внутренним перевозкам мы видим даже снижение по сравнению с прошлым годом, что ещё заметнее на помесячных данных.

-5
-6
-7
-8

Вероятно, сказывается рост цен на авиаперелёты.

Источник данных - https://www.fedstat.ru/indicator/31448
Источник данных - https://www.fedstat.ru/indicator/31448
-10

Перейдут ли к снижению вслед за внутренними и общие цифры по авиаперевозкам, будет оно заметным или, как сейчас, чисто номинальным, - посмотрим по итогам года. Но теперь, я думаю, всем понятна природа резкого роста скользящих сумм в начале этого года - как по этому показателю, так и по некоторым другим.