Женщина живет в антисанитарных условиях и не может обслуживать себя без посторонней помощи. При этом она приютила в квартире 20 кошек.
Государственная жилищная инспекция по Княжпогостскому району в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений обратилась в суд с иском к их соседке К.
При рассмотрении дела установлено, что К., являясь инвалидом первой группы, нуждающаяся в социальном обслуживании на дому, проживает одна в своей однокомнатной квартире, в которой содержит порядка 18-20 кошек. Соседи ответчика обращались с коллективными жалобами в территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Коми (перенаправлено в Минсельхоз Коми), прокуратуру Княжпогостского района (перенаправлено в государственную жилищную инспекцию по Княжпогостскому району), государственную жилищную инспекцию по Коми, отдел ОМВД России по Княжпогостскому району (перенаправлено в Минсельхоз Коми).
Профильное ведомство направило в адрес ответчика памятки и рекомендации по содержанию и выгулу домашних животных для их изучения и принятия к руководству.
Североморское межрегиональное управлени Россельхознадзора объявило К. предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложило принять меры к соблюдению требований ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов.
Начальник государственной жилищной инспекции по Княжпогостскому району объявил К. предостережение о необходимости в срок до 30 декабря 2022 года обеспечить пользование жилым помещением по назначению, с учетом соблюдения санитарно-гигиенических требований, прав и законных интересов соседей; обеспечить надлежащее состояние жилого помещения. Но оно не было исполнено.
Спустя почти год, 10 октября 2023 года начальник государственной жилищной инспекции по Княжпогостскому району побывал в квартире ответчика, где тогда находились 13 кошек, летали мухи; в квартире был неприятный запах, в кладовке на полу, в шкафу под мойкой в кухне находились экскременты домашних животных, на стенах обои имели повреждения и паутину, а на потолке виден желтый налет – следы от жизнедеятельности насекомых (мух), пол в прихожей липкий. Составлен акт и сделан вывод, что для приведения жилого помещения в надлежащее состояние требуется дезинфекция и дезинсекция, ремонт с заменой внутренней отделки стен, потолков, полов.
В соответствии со статьями Жилищного кодекса собственник жилья обязан содержать в чистоте и порядке жилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме, объекты благоустройства, а имея домашних животных должен обеспечивать безопасность граждан от физического воздействия домашних животных, спокойствие и тишину в ночное время суток, соблюдать требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и ветеринарные правила содержания животных, не допускать загрязнения животными жилых помещений и мест общего пользования в домах.
В Гражданском кодексе прописано, что обращение с животными основывается на таких нравственных принципах и принципах гуманности как отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания, ответственности человека за судьбу животного, нравственном и гуманном отношении населения к животным. В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец обязан передать питомца его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить ему условия содержания.
Поэтому суд пришел к выводу о том, что К. в связи с содержанием большого количества кошек в квартире допускала длительное время нарушения прав жильцов многоквартирного дома на благоприятную среду обитания и на отдых с учетом специфики жизнедеятельности кошек, по состоянию здоровья и нуждаемости в посторонней помощи она не может содержать домашних животных без нарушения прав и законных интересов жильцов многоквартирного дома. На нее возложена обязанность удалить из жилого помещения кошек, освободить жилое помещение от отходов их жизнедеятельности, провести дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия по уничтожению следов и запаха жизнедеятельности кошек и насекомых. Решение в законную силу не вступило, сообщает пресс-служба судов Коми.