Найти тему
Кудрявая Кукуруза

Сколько времени папа должен проводить с ребёнком?

В нашей семье этот вопрос решён давно. Папа проводит с дочкой столько времени, сколько хочет и может. Если мужчина совсем не хочет, то, на мой взгляд, это ненормально, и не стоит вообще от таких мужчин детей рожать. А вот возможности и приоритеты у каждой семьи свои. Я не полезу в чужой монастырь со своим уставом и ни в коем случае не буду указывать другим, как им распределять семейные обязанности. Но сегодня поразмышляю о том, как это в принципе может быть устроено и как это выглядит конкретно в нашей семье.

Начну с ЕМ, т.к. я часто пишу об этой системе, и многие принципы оттуда кажутся мне здравыми.

ЕМ — это естественное материнство. Система ухода за ребёнком, основанная на его естественных потребностях.

В ЕМ ратуют за традиционный, патриархальный уклад семьи, в котором папа сосредоточен на карьере и на добыче мамонта, а мама сосредоточена на заботе о потомстве. Это не значит, что мужчина совсем не подходит к ребёнку и никоим образом с ним не взаимодействует. Это значит, что на постоянной основе с ребёнком находится мама, а папа — по мере желания и возможностей.

Если мы говорим о младенце первых месяцев жизни, то основная его потребность — это сосать грудь и спать у мамы под бочком. У папы нет груди, соответственно, папа не может удовлетворить эту потребность. Также папа не может спать целыми днями с ребёнком, потому что папа работает.

Основная функция папы (для ребёнка) в системе ЕМ — это социализация. Введение ребёнка в общество, знакомство его с законами взаимодействия с другими людьми, с разными видами деятельности. По большей части, этот этап наступает после 3 лет, а до этого о ребёнке заботится мама и другие женщины в семье. Повторюсь, это не значит, что папа вообще не взаимодействует с ребёнком. Это значит, что в процентном соотношении мама с ребёнком взаимодействует гораздо больше, чем папа (до возраста 3 лет).

Всё, что я описала выше, является теоретическими принципами ЕМ, а не моим мнением.
-2

Есть сейчас в обществе и обратная тенденция: вовлекать папу в заботу о ребёнке как можно раньше и как можно больше. Часто сейчас звучит, что папа — это полноценный родитель, что он должен не «помогать с ребёнком», а выполнять все те же функции, что и мама, и точно в такой же степени. На мой взгляд, если говорить именно о равном количестве проведённого времени, то это возможно в исключительных случаях. Например, я подписана в соцсетях на одну семью, где и мама, и папа — блогеры. У них нет работы в привычном понимании этого слова, и они могут сами планировать своё время. В такой ситуации (и им подобных) — да, папа действительно может быть «полноценным» родителем и делать столько же, сколько и мама (с поправкой на грудное вскармливание).

Но давайте посмотрим на среднестатистическую российскую семью, где папа работает, мама в декрете, и других помощников нет. Допустим, папа работает стандартные 40 часов в неделю, 5/2 с 9 до 18. Условно час ему нужен на дорогу до офиса в одну сторону. Допустим, ребёнок просыпается в 7 утра и ложится в 8-9 вечера. При всём желании у папы на общение с ребёнком есть всего 2-3 часа в день. А у мамы 8-10. И даже если поручить заботу о ребёнке папе на все выходные, в процентном соотношении всё равно получится, что мама проводит с малышом гораздо больше времени. И будет абсолютно некорректно ожидать от папы в такой ситуации равных вложений сил и времени.

Теперь расскажу подробнее про нашу семью.

С одной стороны, у нас с мужем классическая патриархальная семья: Андрей убивает мамонта, а я забочусь о ребёнке. С другой, мы с самого начала договорились, что Андрей должен уметь — при необходимости — делать с ребёнком всё то же самое, что и я. То есть, с самого рождения мы вместе учились менять подгузник, купать, укачивать на сон, носить на ручках и т.п. Естественно, я делала это всё чаще, потому что (см. пункт 1) Андрей работал полноценную рабочую неделю, а я находилась в декрете. Но у меня никогда не было проблем с тем, чтобы пойти выпить кофе с подружками или просто посидеть в тишине и отдохнуть.

В первые полгода было сложно, потому что Лида постоянно висела на груди, а сцеживаться у меня получалось мало, но всё равно мы находили варианты. В основном, Андрей гулял с Лидой на самый длинный дневной сон, а я в это время занималась своими делами. Сейчас, когда дочке год и восемь, Андрей проводит с ней вечера (где-то с 6:30 до 8) и купает перед сном. В выходные мы стараемся организовать совместный досуг на троих, а, если к нам приходит няня, то мы проводим это время с мужем вдвоём. Также стараемся не забывать, что у каждого из нас должно быть время на свои хобби и увлечения. Андрей любит поиграть с друзьями в настольные игры, я в последнее время стала чаще ходить по магазинам или выбираться куда-то с Ларой. Мы просто сообщаем друг другу о подобных своих планах и пытаемся выстроить всё так, чтобы успеть всего по чуть-чуть: и поработать, и провести время с ребёнком, и провести время вдвоём, и просто отдохнуть.

Я считаю, вот этот баланс — как раз самое важное. Конечно, далеко не всегда нам удаётся его найти, особенно если что-то случается в моменте. К примеру, если Лида отказывается от дневного сна, у нас срывается визит няни, и я понимаю, что Андрей не может помочь мне прямо сейчас, то мне бывает не очень хорошо. Но, в целом, у нас с мужем налажена коммуникация в этом вопросе, и нет такого, что кто-то тянет одеяло на себя.