На производственном календаре канала "Снято в Калининграде" 1988 год, и материал о съёмках одной из самых противоречивых картин из числа снимавшихся в Янтарном крае.
Под микроскопом на этот раз фильм "Жена керосинщика", съёмки которого прошли в Калининградской области. Режиссёр картины — Александр Кайдановский, больше известный отечественному зрителю в качестве прекрасного актёра. Он же является и автором сценария этого фильма.
Многие интересующиеся историей названной картины знают, что группа "Мосфильма" работала непосредственно в Калининграде, а также Гвардейске.
Но на самом деле фильм "Жена керосинщика" снимали, как минимум, в 9 населённых пунктах Калининградской области.
При этом основной киноплощадкой стал другой город региона, но об этом чуть позже.
Надо сказать, что мнения о фильме резко полярные. Кто-то превозносит его до небес, кто-то наоборот, считает верхом безвкусицы и неуёмного эпатажа.
Истина, как водится, где-то посередине. Если смотреть на "Жену керосинщика" как на просто кино, то действительно, фильм выглядит как депрессивное, постперестроечное произведение в чёрных тонах. Но ценители картины, а такие есть, рассматривают её как некую философскую притчу, наполненную глубокими метафорами и аллюзиями, своеобразную отсылку к библейским временам, истории Каина и Авеля. Более того, Кайдановский, уже как сценарист, сделал калининградскую землю одним из участников описываемого в картине сюжета, одним из её главных актёров.
Режиссер через многочисленные аллегории и мифологические элементы в "Жене керосинщика" пытается заставить зрителей активно участвовать в разгадывании многогранных символов и знаков. Возможно, и выбор столь большого количества локаций для съёмок, тоже является способом Кайдановского максимально полно задействовать калининградскую землю для реализации своего художественного замысла. В любом случае, Калининград предстаёт в фильме как место борьбы, соперничества и одновременно — место силы героев.
Сюжет в фильме "Жена керосинщика" по сути вторичен, но рассказать о нём немного надо:
В некий русский город на территории бывшей Восточной Пруссии, который режиссёр-сценарист решил назвать Бонявск, в марте 1953 года из Центра приезжает следователь прокуратуры для проверки анонимной жалобы на местного председателя горисполкома Сергея Удальцова, бывшего врача-хирурга. Следователь должен установить заявителя и проверить изложенные факты. Выясняется, что у Удальцова есть брат-близнец Павел, в прошлом он — так же как и Сергей — был хирургом, но получил срок из-за халатности, приведшей к смерти пациента, а теперь стал продавцом керосина и «городским сумасшедшим». Ну а жена керосинщика в открытую гуляет с молоденьким флейтистом.
После такого вступления предлагаю вместе со мной совершить виртуальную прогулку по местам съёмки фильма "Жена керосинщика" в Калининградской области. Будет интересно.
Первым на карте киномаршрута станет Калининград. Кайдановский снял достаточно много мест и объектов в столице Янтарного края, естественно комбинируя их с видами других населённых пунктов региона.
Начинается фильм "Жена керосинщика" со сцены у памятника "Борющимся зубрам", в которой один из героев — Василий Добрынин разбивает камнем окно в здании горисполкома.
Снимали этот эпизод в Калининграде в сквере на проспекте Мира у современного здания Калининградского государственного технического университета. Прекрасная работа скульптора-анималиста Августа Гауля, которую калининградцы в просторечии называют "быками", по сути задаёт тон всему фильму. Символ вечной борьбы близких по плоти и духу существ.
Памятник был установлен в 1912 году, еще до строительства за ним здания Земельного и Административного судов, впоследствии став символом вечной борьбы сторон обвинения и защиты, прокурора и адвоката. Попадает в фильм и само здание КГТУ, как снаружи, так и изнутри. В картине оно играет роль горисполкома. В начальной сцене при задержании Добрынина милиционерами видна богатая лепнина над центральным входом. Строительство западного корпуса здания суда велось с 1913 по 1917 годы. В годы Великой Отечественной войны оно значительно пострадало и было восстановлено только в 1951 году для размещения Калининградского интендантского училища МВД СССР, силами его же курсантов. Правопреемником училища в 1953 году станет Калининградская средне-специальная школа милиции.
Ну а в 1958 году по инициативе руководителя Калининградского обкома Чернышева В.Е. на Балтику переводят Московский институт рыбного хозяйства и вновь образованному Калининградскому техническому институту выделяют лучшее здание в центре города.
Следующей киноточкой в Калининграде стала улица Чернышевского. Дом № 44-б сыграл здание, где располагалась служебная квартира следователя прокуратуры. Правда её интерьер снимали уже в другом городе области.
На углу этого здания, украшенного интересной скульптурной группой, в советское время располагался овощной магазин. В 90-е годы был бар, а в наши дни — кофейня "Панорамён". Дом на Чернышевского несколько раз попадает в кадры киноленты, несколько эпизодов было снято и в его подвале.
Не смог Кайдановский обойти и руины Кафедрального собора. Один из героев фильма — священник Владимир Степанович, проникновенно играет на аккордеоне, сидя под центральным нефом разрушенного войной здания. А два ангела — на русском и немецком вяло переругиваются между собой.
В 90-е годы 20 века бывший собор был постепенно восстановлен. В наши дни это одно из популярных туристических мест Калининграда, в нём расположен прекрасный концертный зал с двумя органами, музей И. Канта и две часовни — православная и лютеранская.
На миг мелькнёт в фильме ангел и на фоне могилы философа Канта.
Портик могилы философа в наши дни:
Сцену, в которой Ольга — жена керосинщика "отбивает" мужа от пожарной команды снимали на двухъярусном мосту через Преголю.
Кадры попеременно чередуются с видом на нижнее полотно моста и опорную стенку его северного устоя.
В наши дни судьба моста окончательно не решена, по состоянию на 2023 год полным ходом идёт строительство его двух дублёров.
Ну и ещё один, совсем небольшой эпизод "Жены керосинщика" в Калининграде снимали во внутреннем дворе БСМП — Калининградской городской больнице скорой медицинской помощи. В нём герой передаёт медработникам записку с просьбой отпустить Василия Добрынина.
БСМП была размещена в данном комплексе зданий в 1947 году ещё в статусе 2-й городской больницы, заменив там выставку Советской армии. В 2018 году к Чемпионату мира по футболу здание было капитально отремонтировано, в строй введён новый корпус. По этой причине, визуальный ряд из фильма не совсем совпадает с картинкой дня сегодняшнего.
А вот следующим местом съёмок фильма "Жена керосинщика", причём самым насыщенным и по количеству задействованных локаций и по хронометражу, стал город Полесск.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить жителей этого города, которые активно помогали мне в местных пабликах собирать недостающую информацию.
Эпизоды снятые в Полесске встречаются в картине часто.
Первые виды города появляются в самом начале. После сцены у калининградских зубров действия разворачиваются на улице. Вот её Кайдановский и снимал в Полесске, перемешав с видами из Гвардейска.
Милиционеры в белоснежной форме пробегают вдоль старых, неказистых домов. Это улица Набережная — небольшой "П"-образный отрезок, примыкающий к Заводской в самом центре Полесска.
В этом эпизоде в роли цыган собственно и снимались местные цыгане. В общем всё было настоящее. Кроме снега. Он был пенопластовый. На заднем плане, в одном из кадров, видно, как по реке Дейма проходит дорка. Небольшую роль на этой улице сыграл полесская знаменитость. Как я понял, местные называли мужчину "Абодя".
До нашего времени дома на Набережной не дожили и давно уже как снесены.
В непосредственной близости от улицы Набережной снимали и сцену пожара в доме следователя. Центральный фасад дома, как мы помним, подыскали на ул. Чернышевского в Калининграде. А вот роль внутреннего двора, куда позже приезжает пожарная команда, сыграло административное здание районного суда Полесска.
В наши дни жителям города это строение известно как Сбербанк по ул. Заводской, 1.
Следующей киноточкой на карте Полесска стала Центральная районная больница. В цокольном этаже снимали кочегарку. Здание появляется в фильме несколько раз.
В наши дни топить углём давно перестали, а здание прилично отремонтировано. Правда перед этим оно пережило сильный пожар и было даже немного перестроено.
Ну и самую большую сцену в Полесске, с привлечением большого количества жителей города, снимали в Полесской средней школе. Это был эпизод с похоронами И.В. Сталина.
В массовке снималось большое количество учащихся и работников школы — Черных Л.Р., Чешко Н.М., Кудымова В.М., Иванова И.Д., Муромцева Г.С., Лобанова А.В.
Ярошевич Евгений Петрович сыграл роль директора школы, для этого ему пришлось подстричься в стиле 50-х годов. По воспоминаниям очевидцев, штаны из выданного реквизита на нём не застёгивались, пришлось их немного распороть сзади, благопристойно прикрыв сверху пиджаком.
Кроме спортзала похоронную процессию снимали и во дворе школы. Так как уже был май 1988 года, а по сюжету нужен был март, к месту съёмки нагнали пожарных машин, которые разбрызгивали пену, имитируя тем самым снег и иней. Как вспоминала Чешко Надежда Матвеевна, их группе очень долго не удавалось собраться в сцене траурной процессии. Кто-нибудь из девушек, нет-нет, да и улыбался. Тогда Кайдановский со своей киногруппой уехал на обед, а участников массовки оставил во дворе школы на 5 часов, чтобы они "вошли в роль".
Способ оказался действенным, когда режиссёр вечером вернулся на площадку, улыбаться уже мало кому хотелось и нужный ему эпизод быстро сняли.
Следующей кинолокацией в режиссёрском сценарии Кайдановского стал город Гвардейск. По сути съёмки шли на одной точке — перекрёстке улиц Горной и Набережной. Да, снова тоже название, но уже в другом городе области.
В кадр часто попадала и знаменитая тюрьма Гвардейска, которой как известно, город раньше заканчивался. Интересно, что "Жену керосинщика" снимали в Гвардейске в самый ход корюшки, чем серьёзно мешали стоявшим вдоль берега любителям балтийского деликатеса. Заняли киношники тогда самое удобное для черпания этой вкусной рыбки место.
Сейчас на месте разобранной ИК-7 полным ходом идёт восстановление средневекового замка Тапиау и создаётся большая музейная территория.
Улица Горная, а точнее дом № 6 на ней сыграл роль жилья того самого керосинщика. Да и вообще, на этой маленькой улице Гвардейска снимали довольно много эпизодов для киноленты.
В наши дни эта арка и сам дом № 6 на Горной известны многим жителям и гостям города, как Кошкин двор.
Четвёртой по счёту кинолокацией фильма "Жена керосинщика" стал город Балтийск.
И возможно для самого западного города России эта картина стала самой важной. Ведь она навеки запечатлела очень интересные городские объекты, которые не дошли до нашего времени. Причём, если читатель подумал о немецком наследии, то это не так. Впрочем смотрите сами.
Концертный зал в котором играл герой Евгения Миронова — флейтист Григорий, снимали в Летнем театре Балтийска.
Это было одна из самых любимых у жителей Балтийска место отдыха и досуга. Располагался театр в парке адмирала Головко, на его сцене проходило множество концертов, выступал он и в роли кинотеатра.
Более того, именно в Летнем театре в 1965 году Балтийскому флоту был вручен второй орден Красного Знамени и он стал ДКБФ.
К большому сожалению, в 1993 году здание сгорело и до сих пор не восстановлено. Справа от него находилось кафе, слева - боковые аллеи и пролегал выход к морю.
В непосредственной близости от театра, также в парке им. Головко располагалась и ещё одна достопримечательность Балтийска попавшая в фильм "Жена керосинщика" — Аллея скульптур.
На ней было много гипсовых статуй, формирующих целые ансамбли — «Медвежья группа», «Оленья семья, «Аллея спортсменов».
В фильме, после концерта герои Е. Миронова и А. Мясоедовой идут домой мимо этих скульптур.
Откуда возникла и куда же делась вся эта красота в городе? С удовольствием процитирую часть работы учащейся школы № 6 Балтийска Скороходовой Д.С.:
По приказу адмирала А. Головко была создана специальная скульптурная мастерская, коллектив которой представляли матросы Балтийского флота, имевшие искусствоведческое образование. Их силами были отлиты скульптуры атлетов с атлетическими фигурами, которые украшали парк, придавая ему практически облик Летнего сада в Ленинграде. А также изготавливались скульптуры животных: медведей, оленей и других, которые также украшали Матросский парк, позже получивший имя А.Головко.
Формирование аллеи в Балтийске началось ещё в 1954 году. В её центре был расположен фонтан, на бетонном основании которого, а также в огромной вазе, загорались разноцветные лампы. Для того времени это было чарующее зрелище. На Аллее спортсменов были выставлены скульптуры людей разных профессий, а сами дорожки посыпаны крошкой из красного кирпича.
Самой известной скульптурой «Аллеи спортсменов» стала фигура т.н. «Балтийской мадонны». Официальное её название — «Жена моряка».
Памятник создали опять же по инициативе Головко А. И снова процитирую Дашу Скороходову:
Адмирал был человеком высокой культуры и эрудиции. Во всем мире, все, кто ходят в море, чтят покровительницу моряков «Марию-Морскую звезду». Головко хотел, чтобы в морском городе Балтийске была такая же духовная хранительница моряков — жена, дочь, сестра. Практически во всех городах мира и у нас в России есть подобная композиция: и жена моряка, оставшегося на берегу, и те, кто ушел в море, будут держать в душе и в уме образ чистой, верной любви.
Скульптура и сегодня хорошо известна жителям и гостям Балтийска. В наши дни она расположена на берегу Калининградского морского канала, встречая и провожая всех моряков. Еще несколько фигур матросов и солдат из старого парка в наши дни находятся на площади Балтийской славы.
Но Балтийск был не единственным местом, где снимали указанный эпизод с вечерней прогулкой двух героев.
В фильме в течение нескольких десятков секунд герой Евгения Миронова со спутницей проходят мимо памятника самолёту, в котором специалисты легко узнают советский транспортник Ли-2, лицензионную копию американского "Дугласа". К большому сожалению, фильм "Жена керосинщика" остался единственным источником, где мы можем увидеть этот памятник.
А на момент съёмок фильма стоял он в посёлке Храброво, в непосредственной близости от единственного гражданского аэропорта Калининграда.
В апреле 1978 года самолёт перевезли с калининградского спортивного аэродрома Девау и установили напротив местного Дома офицеров. Жизнь и патриотическое воспитание военнослужащих гарнизона и школьников с той поры вплоть до распада Советского Союза были связаны с этим самолётом.
Но в начале 2000-х годов военные из посёлка Храброво ушли и памятник стал бесхозным, его быстро раскурочили.
Одно время памятник хотел забрать себе аэропорт "Храброво", но после смены собственников от этой идеи отказались. Так и стоит этот труженик военного неба на одной из стоянок в районе Храброво, ждёт своего возрождения.
Ну а мы мысленно переносимся на север Калининградской области в город Неман.
Ведь именно на его улицах снимали ещё один эпизод фильма "Жена керосинщика".
Основным объектом съёмки в этом городе выступили руины замка/тюрьмы Рагнит. У следователя прокуратуры вор крючком срывает шляпу, что заставляет первого немало побегать по руинам.
Здание расположено в самом центре Немана и в наши дни потихоньку преображается в лучшую сторону.
Кстати, фильм "Жена керосинщика" — это уже третья по счёту картина, снимавшаяся в руинах замка. Первой, в 1976 году были "Двадцать дней без войны", а через год здесь снят ряд эпизодов для фильма "Солдат и слон".
Попал в кадр фильма и фрагмент одной из улиц Немана.
Совсем небольшой эпизод, в самом начале фильма "Жена керосинщика" снимали в Правдинске. Он смонтирован со сценами из Полесска и Гвардейска.
Это одно из самых "киношных" мест старого города, данный ракурс можно увидеть в нескольких отечественных фильмах. Попробуете ответить в комментариях, что это за фильмы?
Дом слева в кадре до нашего времени не дожил.
Своеобразным "хранителем руин" оказался фильм "Жена керосинщика" и для разрушенного войной замка Бранденбург в посёлке Ушаково. На плёнке сохранился вид форбурга замка. Здесь снимали сцену расправы жильцов над грабителем, которого несколько раз в раскачку бьют о стену дома.
В XIX веке замок был разобран немцами на строительные материалы для другого орденского замка — Мариенбурга. От него осталось только два флигеля форбурга — внешнего укрепления, но и они сильно пострадали в ходе боёв в 1945 году. Южный впоследствии использовался как сарай, а во втором были на скорую руку обустроены коммунальные квартиры. Но время берёт своё и без надлежащего ухода, к 1988 году здание фактически рассыпалось.
Теперь единственный замок в Калининградской области, где живут люди остался только в посёлке Талпаки.
В наши дни в Ушаково идёт активное восстановление замка, в нём проводятся экскурсии.
Ну и завершит наш киномаршрут по местам съёмок фильма "Жена керосинщика" посёлок Громово Славского района, а точнее административные здания Громовского психоневрологического интерната. Весьма специфическое учреждение было в советский период.
Это были уже почти финальные кадры картины, в массовке Кайдановский задействовал пациентов интерната. Уверен, им было очень интересно.
В наши дни лечебно-профилактическое учреждение объединено с Большаковским домом-интернатом для престарелых и инвалидов и с 2021 года называется Дом социального ухода "Серебряный родник".
Вот так, шаг за шагом мы с Вами прошли по местам съёмок фильма "Жена керосинщика". 9 городов и одна история.
Были, конечно же, и другие локации и объекты в фильме. Например, вот один из закрытых дворов. С большой вероятностью - Калининград.
Много в фильме интерьеров. Квартир, домов, медицинских палат.
Если знаете точно — где и какие, напишите в комментариях.
Эпизод, в котором героя Миронова керосинщик сжигает прямо на сцене, снимали в Москве, в малом зале консерватории имени П.И. Чайковского.
Современный вид зала:
И завершая столь длинный рассказ, выскажу своё личное мнение о фильме "Жена керосинщика". Как художественное произведение, как фильм, он мне не нравится. И дело не в показной заумности и нарочито депрессивном видеоряде, формирующем полотно этой киноленты. Эпатаж и манипуляция. Хозяин-барин, не спорю. Реализовал себя человек, понимаю. Но должна же быть граница, которую переходить не стоит. Моральная граница. Но в этом фильме много чего без тормозов.
Интересно, что хотел сказать режиссёр, дав киношному городу в бывшей Восточной Пруссии имя Бонявск. Остроумная аллюзия на названия городов Калининградской области? Сомневаюсь, что остроумная. Кого он так назвал? Черняховского, Гусева, Ладушкина, Мамонова? Руководителя страны-победительницы — Калинина? Гвардейские полки 3-го Белорусского, что за 4 дня взяли неприступный город-крепость или весь Советский народ, который вдруг "ни с того ни сего" пришел на земли невинных немцев?
А что за кощунственный слоган, красной нитью идущий через весь фильм —
Победа, это удел подлецов
Это кому? Жителям блокадного Ленинграда, сожженным жителям сотен белорусских деревень, героям Сталинградской битвы или бойцам Красной армии, освобождавшим узников Освенцима и бравшим Рейхстаг?
Проблемы общества фильм высветил, спорить тут нечего. Открыл, так сказать, Америку. Но, критикуешь — предлагай. А вместо ответа — хлопанье кирпичом по пистонам. Пустота.
А вот с функцией сохранения калининградской истории фильм "Жена керосинщика" справился. И мы с Вами сегодня это увидели. Повторюсь, многослойность картины отражена и во множестве локаций, что выбрал Кайдановский для съёмок фильма. И вот это уже несомненный плюс "Жены керосинщика".
Спасибо, что дочитали. Жду комментарии. О фильме, о съёмках, о людях.
Отдельный ролик со сценами, снимавшимися в Калининградской области не делаю, так как Вы понимаете, что это и будет почти весь фильм.
Так что традиционно, ссылка на фильм "Жена керосинщика":
Карточка фильма "Жена керосинщика" на сайте кино-театр.ру:
Для новых читателей ссылка на список фильмов, снятых в Калининградской области в период до 1991 года.
Кроме того, приглашаю на профиль канала в Телеграме и ВК. Подписывайтесь, буду рад.
Статья подготовлена в информационных и учебных целях для популяризации культурного наследия Калининградской области.
© Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу "Снято в Калининграде". Любое их копирование разрешено только с указанием гиперссылки на источник.