Найти тему

Якутские истории: как я ходил на яхте по Северному Ледовитому океану

Стоянка яхты "Айвенго" перед пересечение Северного Полярного круга, июль 1988 г.
Стоянка яхты "Айвенго" перед пересечение Северного Полярного круга, июль 1988 г.

Опубликовал серию заметок о своей жизни в Якутске. Получилось 13 публикаций, думал, что на этом закончил. Но хочешь, не хочешь, а придется продолжить. Во-первых, хотя я и не суеверный, но всё же цифра 13 не очень хороша. А во-вторых, и это главное, получил я недавно один высокомерный комментарий. Анонимный читатель, скрывающий своё лицо за ником "Правда жизни" пишет: "А что еще в жизни могут вспомнить советско-российские мужики кроме армии? Ничего". Это к публикации, где я вспоминаю свои два года службы в Советской Армии. Типа, прожили вы, совки, серую жизнь и ничего слаще морковки не знали. Предполагается, что он-то совсем другое дело, живёт такой интересной жизнью, что мы тут от зависти сразу подавимся своей морковкой. Хотелось бы услышать. Но пока молчит "правда жизни", не дает ответа...

А я тут сразу вспомнил историю, которой ещё не делился с читателями. Случилось это летом 1988 года, я тогда жил в Якутске и трудился там заведующим отделом культуры и спорта в республиканской газете "Молодёжь Якутии", или, как её тогда все называли "Молодёжка". Не помню уже от кого, но узнал я, что команда якутских яхтсменов собирается отправиться в экспедицию по Арктике. Как я мог такое пропустить? Отправился в яхтклуб и нашел там этих отважных ребят. Познакомился с капитаном, взял у него интервью для газеты. А потом говорю:

- Возьмите и меня с собой в качестве специального корреспондента. Напишу подробно про экспедицию и фотографии сделаю.

Кэп, а звали его Леонид Хальфин, серьезный такой и взрослый дядька, лет сорока с небольшим, ненадолго задумался и отвечает, что идея хорошая, но, к сожалению, яхта рассчитана максимум на 6 человек, и вся команда уже укомплектована. Огорчился я и ушёл несолоно хлебавши. Но не прошло и недели, как раз уже вышла моя заметка про готовящийся поход в Арктику, приходит в редакцию Хальфин. Говорит, что он ещё раз подумал, посоветовался с ребятами, и предлагает мне стать запасным членом команды. Ну, вдруг, не дай Бог, случится так, что кто-то не сможет пойти в поход, тогда я буду претендентом номер один.

Слабая, конечно, надежда, люди ведь к этому несколько лет готовились, вряд ли в последний момент кто-то откажется. Но хоть так... Ещё кэп сказал, что пассажиры на судне, хотя бы и корреспонденты, ему не нужны. А если он и возьмёт меня, то только в качестве обычного матроса. И это означает, что мне, сухопутной крысе, никогда не ходившей под парусом, надо получить хоть какой-то опыт. До старта экспедиции ещё месяц, чему-то научиться я успею.

Начал я после работы ходить в яхтклуб. Познакомился с командой - пять взрослых мужиков и одна женщина. Состав интернациональный: еврей, белорус, украинец, два русских и одна якутка. Стал я с ними ходить в небольшие походы по реке Лене. Подружился с командой. Научился вязать узлы, ставить паруса, управлять яхтой. Подошло время старта. Я уже с тоской посматриваю вокруг, понимаю, что нет таких дураков, которые откажутся от участия в этой авантюре. Такое ведь не часто выпадает. Последний раз Арктика видела парусную яхту в самом начале 20 века. Это была русская полярная экспедиция барона Эдуарда Толля. Яхта "Заря". Между прочим, около половины команды тогда погибло, в том числе и сам барон Толль.

Пришел, как обычно, в яхтклуб, наверное, на последнюю уже тренировку перед выходом, и тут капитан говорит:

- Собирайся, решай вопрос с работой, идёшь с нами, ты теперь полноправный член команды.

Я своим ушам не поверил, спрашиваю:

- А что и с кем случилось?

Перебираю в голове варианты. С одной стороны рад до чёртиков, а с другой - огорчительно. Не могу представить, что кому-то так не повезло, что он должен остаться. Но кэп меня успокоил, сказал, что всё в порядке, все живы-здоровы, просто команда проголосовала за то, чтобы взять меня седьмым членом экипажа.

Вот так я попал в историю.

Почти месяц на борту яхты размером 9х3 м. Сначала 2000 км по великой реке Лена, от Якутска до арктического поселка Тикси. Потом 500 морских миль по Северному Ледовитому океану. Два неласковых моря - Лаптевых и Восточно-Сибирское. Затем вверх по реке Индигирка до поселка Чокурдах.

Маршрут экспедиции от Якутска до поселка Чокурдах.
Маршрут экспедиции от Якутска до поселка Чокурдах.

Приключений по пути было немало. И в шторм мы попадали, так что несколько суток нас бросало вверх-вниз и вправо-влево. И однажды попали во льды, всю ночь пробирались на малом ходу, ища проходы и стоя с баграми по бортам, чтобы отталкиваться от льдин. И на мель сели, когда вошли в устье Индигирки, хорошо, что нас там нашел лоцман и помог сняться с песчаной банки. И ещё на той же Индигирке нас захватили пограничники, принявшие яхту за иностранного нарушителя границы. Не знаю, как сейчас, но тогда там была закрытая пограничная территория. Поэтому мы там не просто гуляли, а были участниками военно-патриотического мероприятия, которое называлось "Экспедиция по следам русских моряков-землепроходцев".

Грамота, подтверждающее моё участие в экспедиции.
Грамота, подтверждающее моё участие в экспедиции.

Ровно 350 лет назад по этому маршруту, из Якутска до реки Индигирки, прошли русские казаки. Тогда эти земли были неизведанными, а на карте было белое пятно. Казаки-первопроходцы дошли на своих парусных лодках - кочах - до Индигирки за три года. А мы всего за месяц. Но нам было проще, мы шли по картам, а они куда глаза глядят, в полную неизвестность. Отважные были люди. Как говорится, богатыри, не мы...

Прошло более 20-ти лет после той экспедиции, я уже давно не жил в Якутске, потерял все связи с ребятами из команды. И вот однажды вспомнил ту историю, записал её и опубликовал в Живом Журнале. А спустя примерно месяц получил такой комментарий:

"Матросу с яхты Айвенго.
13 декабря 2011 г.
Мигов, ты ли это? Привет! Возник,как джин из бутылки. Огромное тебе спасибо за неожиданные воспоминания, а также и за добрые слова в мой адрес. Мне трудно поверить сейчас в то, что мы вытворяли, я даже рассказывать перестал: люди начинают ухмыляться и зевать: ладно, мол, морские рассказы Конецкого мы тоже читали!
Тем не менее, подборку всех твоих газетных репортажей в "Молодежке" моя жена до сих пор бережет.
Узнал о тебе, и поспешил откликнуться. Хоть и живу уже 16 лет в Канаде, но все время бываю в Москве.
Публично тебя хвалить не буду, свяжемся.
Не промочи ноги!
Леонид".

Это был Леонид Хальфин, капитан яхты и руководитель нашего отчаянного путешествия.

На фото: слева я, справа кэп Леонид Хальфин. Яхта "Айвенго", конец июля 1988 г., где-то в Северном Ледовитом океане.
На фото: слева я, справа кэп Леонид Хальфин. Яхта "Айвенго", конец июля 1988 г., где-то в Северном Ледовитом океане.

Вся якутская история полностью - ЗДЕСЬ