Найти тему
История живописи

Роковой Париж для "основателя новейшей русской исторической живописи"

Именно так героя сегодняшней публикации называли современники, как поведал нам Федор Булгаков в своей (незаменимой для меня) книге "Наши художники". И посвятил Вячеславу Григорьевичу Шварцу довольно-таки обширную статью, особенно учитывая малый период творчества художника. Искусствовед отмечал, что "фамилия Шварц немецкая, но Шварцы по происхождению датчане" при это добавляя, что "вся ветвь рода Шварц более двухсот лет была в России и, таким образом, иностранное в них представляет только фамилия".

Родился Шварц в 1838 году в Курске в семье генерал-лейтенанта, участника Отечественной войны 1812 года. При этом генерал был не чужд живописи и сам писал красками, а увлечение сына приветствовал с самого детства:

С трехлетнего возраста он [В.Г. Шварц] любил чертить мелом на полу, разрисовывая полы во всех комнатах, что приводило в отчаяние его воспитательницу-англичанку мисс Coard и в восторг отца его, страстного любителя художеств и знатока.
"Угощение боярина (Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова)", В.Г. Шварц, 1865. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Угощение боярина (Князь Серебряный в гостях у боярина Морозова)", В.Г. Шварц, 1865. Русский музей, Санкт-Петербург.

Первоначальное образование получил в столичном Александровском лицее (так назывался знаменитый Царскосельский лицей, переехавший в город), где кроме способностей к рисованию отличился так же "замечательной, почти феноменальной памятью - ему достаточно было прочесть страницу прозы, чтобы без ошибок повторить ее наизусть".

Неудивительно, что при таких способностях он закончил лицей с золотой медалью в 20-летнем возрасте и "поступил на службу в канцелярию Кавказского и Сибирского Комитета", а параллельно обучался сразу же в двух учебных заведениях - Петербургском университете на историко-филологическом факультете и Академии художеств, где был учеником профессора батальной живописи Виллевальде.

"Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)", В.Г. Шварц, 1865. Русский музей.
"Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)", В.Г. Шварц, 1865. Русский музей.

Казалось бы, сын военного, частое пребывание на Кавказе, класс батальной живописи - все указывало на то, что из него выйдет отличный баталист, но уже с первых своих академических работ он отдает предпочтение именно историческим картинам. В год отмены крепостного права (1861, если кто вдруг забыл) Шварц впервые уезжает за границу, а точнее в немецкие города, где "в течение 4 месяцев работал у профессоров Шрадера и Каульбаха".

Вернувшись в Россию Шварц продолжит свое обучение в Академии, хотя итог будет нельзя сказать, чтобы впечатляющим - малая серебряная медаль и "звание классного художника".

"Иоанн Грозный у тела убитого сына", В.Г. Шварц, 1864. Третьяковская галерея, Москва.
"Иоанн Грозный у тела убитого сына", В.Г. Шварц, 1864. Третьяковская галерея, Москва.

Его выпускная работа (представлена выше) экспонировалась на академической выставке 1864 года, но сам художник работал над ней в Париже, где "работал год под руководством [Шарля-Виктор-Эжена] Лефевра и [Пьера-Шарля] Конта". Любопытно о своем пребывании во Франции художник напишет своему отцу в одном из писем:

Насколько мне кажется, моё пребывание в Париже принесло мне пользу. Правду сказать, много я здесь перепортил холстов, много делал попыток удачных и неудачных и, как кажется, начинаю достигать кое–какого результата. Впрочем, это уже известное дело, что даром ничего не даётся и, чтобы иметь возможность написать дельную вещь, надо перепортить штук сорок холстов...

Однако же та поездка ознаменуется так же и первым, я бы сказал, тревожным звоночком - Шварц заболевает, хотя сам он относился к этому с юмором: "мой солитер [бычий цепень - прим. автора] всё во мне сидит и никак не хочет убираться, я теперь точно беременная баба с ребенком".

"Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти", В.Г. Шварц, 1865. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти", В.Г. Шварц, 1865. Русский музей, Санкт-Петербург.

В сентябре 1865 года он возвращается в Петербург и привозит с собой картину (выше представлена именно она), которая принесет ему звание академика. Через два года Академия художеств отправит Шварца в столицу Франции для устройства русского художественного отдела на Парижской всемирной выставке 1867 года. Выставку он устроит, но именно эта поездка и окажется фатальной для многообещающего художника. В Париже он снова заболеет, на сей раз, гораздо более опасным заболеванием, так называемой "бронзовой болезнью".

"Русский посол при дворе римского императора", В.Г. Шварц, 1866. Русский музей, СПб. Картина была написана специально для Парижской всемирной выставки 1867 года.
"Русский посол при дворе римского императора", В.Г. Шварц, 1866. Русский музей, СПб. Картина была написана специально для Парижской всемирной выставки 1867 года.

На следующий год он вернется в Россию, но здоровье уже будет окончательно подорвано. Другой художник родом из Курска, неплохо знавший Шварца, Константин Трутовский, вспоминал:

В 1868 году я уезжал из деревни своей за границу и проездом был в Курске. Узнав о моём приезде, Шварц тотчас прибежал ко мне в гостиницу. Когда он вошёл в комнату, его вид до того поразил меня, что в первую минуту я просто остолбенел. Лицо Шварца было совершенно тёмно-коричневого цвета, точно старая икона. Похудел он страшно, но был по-прежнему жив и весел. Мы просидели несколько часов вместе; он рассказывал, как в ту зиму помогал устраивать в Курске домашние спектакли, сочинял декорации, рисовал костюмы, преимущественно русские. В надежде скорого свидания мы расстались. Но нам уже не пришлось более свидеться...
"Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче", В.Г. Шварц, 1868. Третьяковская галерея, Москва.
"Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче", В.Г. Шварц, 1868. Третьяковская галерея, Москва.

Именно так, потому что в апреле 1869 года художника, которому было всего 30 лет, не стало. Похоронен он был на территории семейного имения Шварцев в селе Белый Колодезь Курской губернии.

Такая вот история, когда практически сбылась фраза "увидеть Париж и умереть". Надеюсь, что вам сегодня было интересно, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.