Найти тему
Энергия+

Московские ученые рассадили молекулы кислорода по «партам» и «воспитали» из них помощников водорода

   Фото iStock Анна Послянова
Фото iStock Анна Послянова

Ученые Московского государственного университета смогли повысить эффективность водородных топливных элементов. Для этого они создали мембрану, которая лучше, чем аналоги, пропускает водород и задерживает воду.

Вода — побочный продукт работы водородного топливного элемента. Она образуется, когда ионы водорода соединяются с кислородом из наружного воздуха. Если воды много, мембрана может набухать и пропускать воду в часть устройства, куда подается водород. Из-за этого топливный элемент работает хуже.

Для создания мембраны в качестве подложки взяли тонкую пленку из оксида алюминия. На нее нанесли золото, чтобы сделать ее электропроводной, а затем покрыли оксидом графена. Дальше к этому слоеному пирогу подсоединили электроды, окунули его в электролит и подали напряжение.

Под действием электрического тока оксид графена стал более «строгим»: он приобрел атомную решетку из шестиугольников, на которых «сидят» молекулы кислорода, словно послушные ученики за партами. Количество молекул кислорода подобрали так, чтобы они свободно пропускали водород, а воду, наоборот, задерживали. За счет этого графеновая мембрана стала гидрофобной. По словам разработчиков, такая мембрана лучше задерживает воду и служит дольше, чем аналоги.

Пока мембрана существует только в виде проекта. Следующий шаг — прототип, в процессе создания которого ученые планируют оптимизировать структуру материала, чтобы он еще лучше задерживал воду.