По мере закрытия иностранных туристических направлений в последние два года среди россиян повышается интерес к загородному отдыху. Новомодные глэмпинги и хорошо известные отдыхающим турбазы демонстрируют высокую загрузку на протяжении сезона.
Закономерно среди инвесторов увеличивается и спрос на покупку загородной сервисной недвижимости. Только по итогам 2022 года он вырос на 57%, по данным Avito. Притом, что этот рынок только приближается к пиковой точке своего развития. Через два-три года мы увидим бум на такую недвижимость. И если мода на рекреационные отели постепенно проходит, то мода на современные загородные дома под сдачу в аренду набирает обороты. О вложении в это направление стоит задуматься загодя. Пока инвестору есть из чего выбирать, и цена входа еще приемлема.
В сегодняшней статье я представлю основные, с моей точки зрения, аргументы за и против этого инвестиционного направления. Начнем с положительных моментов.
Плюсы для инвестора
1. Высокий спрос на посуточную аренду загородного жилья в мегаполисах и регионах с живописной природой. Жители развитых городов платежеспособны и испытывают потребность в загородном отдыхе и эко-туризме. Эти факторы обеспечивают заполняемость турбаз. И, как отмечалось выше, спрос на такой вид услуг повышается. Благоприятные возможности для инвестирующих в такое направление открываются в Ленобласти, Подмосковье, в Приволжье, в сибирских регионах — на Алтае, в Красноярском крае, на Урале — в Челябинской и Свердловской областях и так далее.
2. Дефицит релевантного гостиничного предложения в востребованных локациях. Качество сегодняшних гостиниц зачастую не соответствует ожиданиям туристов, заявленной стоимости аренды домиков и предлагаемых услуг. А значит, создатели современных и отвечающих запросам клиентуры объектов в перспективных локациях могут заполучить конкурентное преимущество.
3. Повышенная доходность. Удачно выбранный объект в сочетании с верной стратегией развития может приносить инвесторам минимум 12-14% годовых. Что сопоставимо с доходностью рисковых ценных бумаг и наиболее востребованных апартаментов в исторических центрах Москвы и Петербурга.
Однако у любого способа извлечения прибыли есть свои недочеты. Для меня, как инвестора и интересующегося этим направлением наиболее значимы следующие моменты.
Минусы для инвестора
1. Невысокая ликвидность. Хорошо знакомые нам апартаменты в центре Москвы или Петербурга – это понятный, предсказуемый, доходный и высоколиквидный актив. В то время как сервисный коттедж нельзя причислить к привычным инструментам сохранения и приумножения капитала. Для большинства инвесторов этот вид недвижимости остается малоизученным и оттого пока не пользуется большой популярностью. Отсюда возникают сложности с перепродажей. Впрочем, как я указывал выше, продукт только набирает обороты. А с учетом роста популярности и достойной доходности, на мой взгляд, в ближайшие годы современные загородные домики после ввода в эксплуатацию перейдут в разряд востребованных для перепродажи.
2. Ярко выраженный фактор сезонности. Летом турбазы могут пользоваться высоким спросом. Однако в межсезонье и зимой обеспечить поток гостей значительно труднее. Поэтому нужно заблаговременно позаботиться о комплексе услуг для посетителей в эти периоды. В частности, развивать зимние виды спорта: по возможности строить катки, прокладывать лыжные трассы, отводить территории для езды на снегоходах. Для осеннего и весеннего досуга подойдут бани, купели, комплексы для спа-процедур. Кроме того, стоит заранее составить ивент-календарь и позаботиться о тематических развлекательных программах для гостей. Часть из вышеперечисленного придется заложить в графу расходов. Что приводит нас к следующему пункту.
3. Относительно высокий порог входа. Цена лота в этом сегменте сегодня начинается примерно от 8 млн рублей за 25-метровый юнит. В эту сумму помимо стоимости самого домика входят элементы инфраструктуры туристического объекта. Необходимость вкладываться в развитие территории – обязательное условие для желающего впоследствии извлекать из приобретенной недвижимости максимально возможный доход. Потому что одна лишь локация при всей привлекательности окружающей гостя природы еще не гарантирует вам желаемую заполняемость базы отдыха. Секрет высокой доходности кроется в сервисной составляющей и зависит от качества предусмотренной инфраструктуры.
На этом у меня всё, друзья. А как вы оцениваете это направление? Делитесь в комментариях своими соображениями о плюсах и минусах вложений в базы отдыха.