Найти тему
ЮлиКо (Предпоследний приют)

Как мы у детей телефон отобрали

Дети опять болеют, а это значит, что наши двухнедельные каникулы пошли на второй виток. Все в школу, а мы дома. И не скачем, как сайгаки (хотя это тоже, разумеется), а уроки делаем. И это, доложу я вам, то еще испытание.

Им и в хорошие дни заниматься нафиг не сдалось, когда можно скакать. А сейчас, еще не оклемавшись от болезни, они вообще моментально устают, раздражаются, ревут из-за любой ошибки. Заниматься с каждым приходится по отдельности. А пока я занимаюсь с одним, второго теперь даже телефоном отвлекать не получается, потому что пользоваться телефоном мы им запретили.
Да, вот такие мы родители-изуверы. Отняли у детей самое дорогое (стилистика пострадавшей стороны сохранена).

Произошло это пару недель назад по причине чрезмерной эмоциональной вовлеченности в процесс игры. Дошкольный возраст + высокая чувствительность + адаптация к школе + стресс от переезда = нестабильность нервной системы. При погружении в вирутальный мир (и возвращении из него) происходит мощнейшая эмоциональная встряска. И начинаются скачки настроения, вспышки гнева (которые в целом для мальчишек характерны), быстро сменяющиеся апатией (которая для них не храактерна от слова совсем).
Мама, меня ничего не радует, признался как-то Фома, и мама чуть не упала, где стояла. Как не радует?.. Почему не радует?! Что значит, не радует?.. Ну вот то и значит. Мне все время скучно. Я даже лепить не хочу. И не знаю, что лепить - у меня фантазия как будто пропала. Мне совсем ничего не интересно...

Ничего, кроме телефона.

Потому что телефон - это как пирожное. Быстрая доза радости. А организм в стрессе подсаживается на быстрые дозы моментально.

Объяснила это детям. Они поняли, но отказаться от игр, конечно, не смогли. и по-прежнеум каждый день после школы по полчаса, а то и минут по сорок зависали с телефоном (а я судорожно работала). И это не было спокойной игрой - нет, это были крики, слезы, сокрушения, гневные тирады. А потом еще и начиналось - ну можно еще чуть-чуть, мы не наигрались, а он больше меня поиграл и т.д. и т.п.


Тогда я сменила тактику. Давала одному телефон, а с другим в это время садилась делать уроки.

Тоже ничего толкового не вышло. Спокойно играть у них даже в одиночестве не получалось - мама, меня опять победили, я не могу пройти этот уровень, все кончено, ааа!..

Какие там уроки.

Первое, что спрашивали дети, когда заходили домой после школы - где телефон. Последнее, о чем они говорили перед сном, был телефон.

Стало складываться ощущение, что реальная жизнь, такая сейчас нестабильная и напряженная, их пугает и отвращает - а телефон с его яркой постоянно сменяющейся картинкой, как окошко в иной, прекрасный мир, притягивает все сильнее и сильнее.

Я смотрела на них, и не могла поверить, что это те самые дети, которые еще полгода назад вообще не знали слова "скучно", строили Жукоград и Базу сталкеров во дворе, мастерили книжки и доспехи из картонных коробок.
Им все это стало неинтересно.

А мне стало ясно, что надо что-то предпринять. Потому что мобильные игры - это, безусловно, прекрасный инструмент для развития, обучения и развлечения. Но наши дети пока не обладают таким уровнем информационной культуры и самоконтроля, чтобы выбирать хорошие игры. Они подсаживаются на те, что требуют минимальных мыслительных усилий, но максимально воздействуют на эмоциональную сферу. А в нынешней ситуации, в процессе мучительной адаптации к 1 классу, дополнительная эмоциональная нагрузка им вообще ни к чему. И в какой-то момент я просто взяла и сказала - хватит (почти спокойно, к чести своей). Объяснила, что телефон может стать той самой соломинкой, которая сломала хребет ослу. Вот, говорю, привыкните к школе, станете меньше переживать, все устаканится, тогда посмотрим.

Хотелось бы написать, что дети все поняли и смирились, но правда все ж дороже. Дети рыдали как черти. А вечером бросились жаловаться на ведьму-мать доброму отцу.

Который, разумеется, сказал, что давно было пора, а мама у нас молодец-умница-красавица.

Первые дни был треш. Не перманентный, периодический. Но от этого не менее адский.

Дети страдали по телефону. Скучали. Рыдали в обнимку с матерью.
Каждый день. Но с каждым днем - все меньше и меньше.

Не прошло и недели, как они снова стали рисовать. Что-то мастерить. Придумали и написали целую историю с иллюстрациями. Снова принялись лепить, как не в себя - вернулась-таки фантазия, и вдохновение вместе с ней. Все эти изменения мы стараемся проговаривать и озвучивать как можно чаще. И обращать на них внимание детей. Они и сами на них обращают внимание. Все чаще в доме раздается греющее душу: "Мама, я тут такое придумал!..".

Кризис прошел.

Сейчас про телефон они почти не вспоминают.

Кстати, игр мы их не совсем лишили (ну не звери же мы, право). Просто вместо стрелялок на телефоне теперь проходим квесты на ноутбуке. Выбираем красиво нарисованные, "волшебные", с головоломками и ребусами, - уже прошли "Теорию крошечного взрыва" (второй раз), "Мой братец кролик", скачали "Сибирь".

Удивительное дело - они почему-то не оказывают такого катастрофического воздействия на эмоциоальную сферу детей. Неудачи и ошибки не вызывают такой фрустрации. они вообще не вызывают фрустрации - тишь да гладь.
Может, потому что там нет быстро сменяющейся картинки, саспенса, напряжения - все спокойно и размеренно. Может, потому что телефон сильнее затягивает, чем ноутбук, - там же более тесный контакт с экраном через пальцы.
А может, потому что квесты на ноутбуке мы проходим вместе. Всей семьей. И игра превращается не в эмоциональную черную дыру, а в общий досуг.

Уроки делать стало, конечно, сложнее. Зато в нашем доме опять появились рыцари в картонных доспехах.

-2