Когда мой сын пошёл в первый класс, я ужаснулась, увидев тот объем информации, который ребенку нужно освоить за такое короткое время.
Он плохо усваивал материал; читал медленно; тяжело переживал неуспехи, а после очередной двойки желание что-то делать пропадало вовсе; выполнение домашней работы было стрессом для всей семьи.
Да и мое состояние было не очень – после работы я валилась с ног, не могла даже разговаривать. А когда садилась делать с сыном уроки, заканчивалось это чаще всего скандалом.
И передо мной очень серьезно встал вопрос - как выстроить общение с сыном, чтобы не уничтожить наши отношения из-за уроков и научить его самостоятельности и ответственности?
Сейчас мой сын в 5 классе. Скандалы сошли на нет. Он сам выполняет домашнюю работу. В школе появились любимые предметы, по которым он занимается значительно лучше и проявляет интерес. Все чаще я застаю его за чтением книг.
Первое что я сделала, это определила свою цель, задав себе вопрос: чего я хочу?
Я поняла, что главное для меня это, чтобы мой ребёнок был счастлив и здоров. Школа пройдет, а испорченные отношения останутся.
Делюсь с вами основными пунктами, над которыми я работала. Буду рада, если информация будет для вас полезной!
- Счастливая мама – счастливый ребёнок.
Дети очень часто зеркалят состояние родителей. В моём случае сын отражал мне мою раздражительность, усталость и нежелание делать то, что не нравится, но нужно.
Я начала работать с психологом и разбираться со своей раздражительностью и тревогой. Эта работа дала мне внутреннюю опору и поддержку. А также помогла мне взглянуть на ситуацию со стороны.
- Осознать, что мой ребёнок – это НЕ я.
Его неуспехи не являются моими неуспехами. Детям нужно давать возможность сделать свои ошибки, а наша задача помочь им научиться их исправлять.
- Любимое дело.
Если ребёнок в школе неуспешен нужно найти такое занятие, где он будет успешен – спорт, искусство, музыка, программирование. Это поднимает самооценку и развивает уверенность в себе.
- В чем затык?
Важно понять в чём именно сложности у ребёнка: он не усваивает материал потому, что просто не успевает за темпом изучения материала? Он не прилагает усилий, потому что не видит ценности (зачем ему русский язык)? Или у него натянутые отношения с учителем?
Исходя из причины, которую вы нашли выбираем следующие действия: находим репетитора/ говорим с учителем / беседуем с ребёнком о цели обучения и применении знаний в жизни.
Сюда же я отнесу книги по интересам. Однажды классный руководитель мне сказал: «Не важно, что именно читает ваш ребёнок: учебник по чтению или статью о насекомых. Если ему интересно пусть читает!»
- Участие в домашних делах.
Пункт, который на первый взгляд не относится к теме, но является очень важным.
Я стала активно привлекать сына к домашним делам и выяснилось, что ему нравится готовить. Теперь время, когда мы готовим вместе это возможность приятно провести время. И он намного быстрее выполняет уроки, зная, что потом мы будем вместе печь пирог.
- Режим дня.
Да, соблюдение режима дня очень важно. Подъем и отбой в одно и то же время. Расписание уроков/секций/домашних дел структурирует время и даёт мозгу ребенка четкое понимание что и когда нужно делать.
- Договор.
В качестве эксперимента мы попробовали этот лайфхак, и он дал свои плоды. Мы составили договор, внеся в него пункты, касающиеся уроков, времени в гаджетах, уборке и тд. При выполнении пунктов договора сын получал время на компьютерные игры, гаджеты и тд. При несоблюдении соответственно гаджеты он не получал. Все члены семьи прочитали договор и подписали его, дав таким образом согласие на соблюдение данных пунктов.
Это помогло ему понять ценность своего слова и времени. Он стал намного спокойнее реагировать, если ему отказывали в гаджетах, ссылаясь на договор (так как сам согласился на такие условия).
Конечно, нет универсального рецепта для решения данной проблемы. Все очень индивидуально и зависит от характера ребёнка, его возможностей и желаний, обстановки в семье.
Помните, что наши школьники в первую очередь дети! И им ещё многому нужно научиться.
Да пребудет с вами любовь!❤