Найти тему
ЭСМИ "ЗАКОНИЯ"

МАХМУД АББАС – ЛИДЕР, БОЛЕЕ НЕСЛЫШИМЫЙ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО

Оглавление

Непопулярный президент Палестинской автономии стал еще более маргинализированным с момента начала конфликта между его соперниками из ХАМАС и Израилем.
В то время как Израиль осаждает Сектор Газа в ответ на кровавую атаку, предпринятую ХАМАСом, контролирующим этот анклав с 2007 года, какой вес все еще имеет Махмуд Аббас, президент Палестинской автономии? Неслышный с начала конфликта, единственный палестинский лидер, признанный международным сообществом, считается оторванным от своего народа, три четверти которого, по данным различных исследовательских организаций, еще до 7 октября считали, что ему пора уйти в отставку.
На Западном берегу реки Иордан прошло несколько демонстраций с призывами к его уходу с криками «Аббас, уходи!», а его пресс-релиз, осуждающий нападение ХАМАСа на израильское гражданское население, пришлось отозвать под давлением палестинского общественного мнения.

Западный берег реки Иордан – регион на Ближнем Востоке, который является одной из двух частей частично признанного арабского государства Палестина.

Низкий авторитет

«После нападения ХАМАС некоторые (на Западном берегу) критиковали Махмуда Аббаса за то, что он не отреагировал на масштабы происходящего в Секторе Газа, – подчеркивает историк и антрополог политики Стефани Латт Абдалла, директриса по проектам при Центре исследований социальных наук о религии (Cesor) (Высшая школа социальных наук, Париж). – Тот факт, что он все же отказался от встречи с Джо Байденом в Аммане после взрыва в больнице Аль-Ахли в Газе 17 октября, оказался недостаточным для успокоения общественного мнения. Палестинцы считают, что власть их не защищает».
В более широком смысле, продолжает г-жа Латт Абдалла, именно отсутствие прогресса в палестинском вопросе сделало Махмуда Аббаса «неслышимым». «Доверие к Аббасу было и так уже очень низким, – анализирует Стефани Латт Абдалла. – Его критикуют за то, что он мало чего добился в политической сфере, за то, что он принял методы действий, которые не приносят результатов, и за то, что он продолжает сотрудничать с израильскими властями, не извлекая из этого политических выгод».

Очень молодое население

Несмотря на кажущуюся тупиковую ситуацию, Махмуд Аббас, находящийся у власти 18 лет, продолжает настаивать на урегулировании израильско-палестинского конфликта путем переговоров в соответствии с соглашениями «Осло», одним из значимых архитекторов которых он был. Но эта позиция отдаляет его от своего народа, большинство из которого родились после его подписания в 1993 году; 39,2% населения Западного берега моложе 15 лет, а средний возраст составляет 20 лет.

Соглашения «Осло» (также «Соглашение о принципах») – серия из двух (Соглашение «Осло I» и Соглашение «Осло II») двусторонних международных соглашений по результатам секретных переговоров (в Осло и в Египте) между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) с целью урегулирования израильско-палестинского конфликта, проходивших под эгидой Норвегии.

«Неоспоримый разрыв между поколениями увеличился, – объясняет Дидье Биллион, заместитель директора Института международных и стратегических исследований (IRIS), специалист по Турции и Ближнему Востоку. – Махмуду Аббасу 88 лет, всем членам администрации Палестинской автономии больше 80, и им очень трудно понять динамику и проблемы общества на Западном берегу».
Эта молодежь критикует Палестинскую администрацию за ее бессилие: изгнанная ХАМАСом из Сектора Газа в 2007 году, она лишь частично контролирует Западный берег, где число поселенцев за тридцать лет почти утроилось.

Сотрудничество в области безопасности

«Когда были подписаны соглашения "Осло", на Западном берегу проживало 280 000 поселенцев по сравнению с примерно 740 000 сегодня, – продолжает Дидье Биллион. – Палестинская администрация позволила этому случиться… Я не говорю, что ситуация у Аббаса легкая, но это так, и палестинское население винит его в этом. Она дискредитирована в глазах значительной части населения, которая считает, что она стала своего рода заменой израильской армии, и не принимает ее».
Поэтому сотрудничество в области безопасности между израильской армией и Палестинской автономией, которое некоторые считают одним из редких успехов Соглашений «Осло», поскольку оно позволило предотвратить несколько сотен нападений, является поэтому очень непопулярным.
«Палестинская полиция имеет тенденцию вмешиваться во время протестов на контрольно-пропускных пунктах, которые в настоящее время закрывают города и деревни на Западном берегу, и арестовывать демонстрантов, не имея средств для защиты палестинского населения, когда вспыхивают столкновения с поселенцами. Поэтому палестинцы критикуют Аббаса за слабость», – подчеркивает Стефани Латт Абдалла.

Дефицит демократии

Это недовольство усугубляется тем фактом, что ФАТХ, партия Махмуда Аббаса, потеряла свою народную легитимность после отмены национальных выборов в 2021 году. С 2006 года выборы на палестинских территориях не проводились.
«Махмуда Аббаса критикуют за дефицит демократии на Западном берегу, – отмечает Стефани Латт Абдалла. – Официальной причиной отмены выборов было то, что избирательные участки не могли быть открыты в Иерусалиме из-за отказа Израиля, но Аббас в основном предвидел победу оппозиции, не обязательно только ХАМАСа, два оппозиционных списка также появились внутри его собственной партии ФАТХ. Присутствуют и обвинения в коррупции».
Таким образом, если Аббас останется де-юре президентом Палестинской автономии и, следовательно, центральным действующим лицом, он будет казаться «не имеющим веса», объясняет Дидье Биллион. «Он больше не имеет никакого контроля над своим обществом… Мы можем сожалеть об этом, но это так. Вопрос о его преемственности одновременно очень ясен и очень сложен, поскольку все те, кто мог бы быть достойными вести серьезные переговоры, к тому же пользующиеся доверием значительной части палестинцев, находятся в тюрьмах».

Лу РОМЕО Le Point (Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО)