Осенью 1942 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошёл очередной лёгкий танк Т-60. Вместо привычных лозунгов с призывом бить врага, на его борту было написано одно единственное слово — «Малютка». За полгода до этого газета «Омской правда» напечатала письмо шестилетней Ады Занегиной, в нём девочка писала:
Дорогой дядя редактор! Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка».
И дети откликнулись. За несколько месяцев на столе главного редактора выросла целая гора писем. Почти в каждом конверте находились деньги. Содержимого разбитых детских копилок хватило на постройку танка Т-60.
Экипаж легкого танка Т-60 образца 1941 года — два человека: командир, (он же стрелок), и механик-водитель. Вооружение — 20-ти миллиметровая автоматическая пушка ШВАК и танковый пулемёт системы Дегтярёва.
Командиром «Малютки» стал младший лейтенант Иван Губанов. А вот механик-водитель ему достался необычный: 22 года, зовут Катей, фамилия Петлюк. Из тех, кого за малый рост обычно называют «кнопками».
Свою службу экипаж «Малютки» начал в ноябре 1942 года под Сталинградом. В одном из боёв «именной» Т-60 уничтожил несколько огневых точек противника, но сам получил серьёзные повреждения. Лейтенант Губанов был тяжело ранен, Екатерине Петлюк удалось спасти и машину, и командира. Опытные бойцы удивлялись: как смогла хрупкая девчонка вывести из под огня практически неуправляемый танк? «Малютку» отправили в ремонт, её дальнейшая судьба — неизвестна.
От танка, построенного на деньги из детских копилок, остались только часы. Сегодня они хранятся в Музее обороны Сталинграда.
Слушайте программу «Личный состав» на Радио ЗВЕЗДА.