Про это уже много сказано и написано, но нужно повторять снова и снова, напоминать сегодняшнему поколению о том, что случилось 80 лет назад. Потому что советских (да и не только) женщин, прошедших через немецкие концлагеря – сотни тысяч… и у каждой свой рассказ…
Самая темная история тех лет – это то, что творилось в городке Фюрстенберг, которых находится до сих пор в самом центре Германии. В 100 километрах от Берлина. Там сейчас живет 6270 человек – очень мало даже для Германии. А все потому, что там до сих пор, наверное, обитают духи замученных пытками людей.
Городок стал известен в Европе после того, как руководство Третьего Рейха организовало там концентрационный лагерь Равенсбрюк. Это место печально прославилось жестким обращением с людьми, особенно с женщинами: «Это было невыносимо и негуманно» - писала в своем дневнике одна из немногих выживших страдалиц.
Лагерь появился в 1939 году и просуществовал вплоть до капитуляции Гитлера. Через него прошли около 130 тысяч женщин. Большая часть из них не выжила, а те, кому посчастливилось дождаться советские войска, больше не могли спать без кошмаров. Не многие из этих женщин могли без содрогания вспоминать те дни. А если и говорили, то с трудом подбирали слова, так как описать все, что творили с ними нацисты, было просто невозможно.
В мемуарах француженки Жермены Тильон, которая попала в лагерь Равенсбрюк, есть упоминания о советских женщинах, содержавшихся там:
«… работали все слаженно. И в концлагере пригодился опыт, полученный в армии до пленения немцами. Были все, как на подбор, молодыми, даже юными, но очень выносливыми, еще честными и достаточно грубыми. Интеллигенток и белоручек в их рядах я не встречала»
Поначалу Гитлер приказал не брать в плен советских женщин-военнослужащих, особенно летчиц, и уничтожать на месте. Потому что они были ярыми коммунистками, ненавидящими немцев.
Была и еще одна причина: из-за женщин в рядах гитлеровской армии могла бы разрушиться дисциплина. Ведь даже несмотря на обустроенные «дома удовольствий, обычные солдаты месяцами не видели женщин. Но потом приказ отменили и стали брать в плен, делая женщин рабочей силой. Конечно же, сгоняя их в концлагерь, немцы не заботились о более или менее достойном содержании пленниц:
«Не было никаких условий: зачастую даже одеял не выдавали. В Равенсбрюке работали на износ. Трудовой день длился от 12 часов, некоторые трудились до изнеможения по 20 часов. Про отдых даже не вспоминали. Каждая из пленниц знала, что 2 газовые камеры работают круглосуточно…»
Равенсбрюк поставлял в ряды немецкой армии форменную одежду, кожу и шкуры для пошива сапог. Немцам стало ясно, что бесплатный труд пленниц, которых можно в газовую камеру, если что – вещь удобная. Потому организовали еще 70 таких же лагерей: как на территории Германии, так и в захваченных ими землях.
Об этом в воспоминаниях еще одной женщины – Евгении Сидченко, которая попала в Равенсбрюк в 1942 году и чудом осталась в живых:
«Я попала в этот лагерь летом. Нас сразу же отправили на осмотр, смотрели как лошадей на продаже. Здоровых и сильных в одну сторону, слабых и больных – в другую, уже на убой. Работа начиналась в 4 утра, еще было темно, а мы уже шли по своим «рабочим местам». Вокруг меня почти каждый день были новые лица – мало кто из пленниц выдерживал 20-часовой рабочий день. Всех заставляли, а если не было уже сил, угрожали газовой камерой. Приходилось работать… или все, конец! В середине дня, правда, на 5 минут давали отдохнуть, называя это «перерывом на обед» и принося женщинам пару отварных картофелин и ломтик хлеба»
Немцы «заботились» о гигиене женщин, которые попадали в лагерь. Забота заключалась в том, что бедняг осматривали по прибытии, заставляя снять всю одежду прямо на входе в лагерь. И не было важно, лето это или зима на дворе. Затем каждую обстригали, и отводили в помещение, которое называли баней. По словам Жермены Тильон, «осмотр в бане для одних женщин длился минуту, а другие могли пробыть там по 15-20 минут». Что там осматривали, наверное, ясно. После бани женщинам выдавали тюремное платье в полоску и номер.
В этом лагере буквально не было свободных мест. Изначально он вмещал не более 6 тысяч человек, но потом там одновременно стали содержать порядка 40 тысяч узниц. Про гигиену в этом страшном месте лучше не говорить, ее просто не было.
Архивы Равенсбрюка были сожжены и утоплены в близлежащем озере при приближении советских войск. Поэтому мы никогда не узнаем точную цифру невинно убиенных жертв нацизма.
Только примерно – около 60 тысяч женщин погибли в те годы в Равенсбрюке… а еще было около 70 таких же лагерей… вот и считайте. Вечная память!