Найти в Дзене
Новый человек

Что нужно от вас нарциссу. Страшная тайна нарцисса

Нарциссы и пограничные чувствуют себя опустошёнными, особенно нарциссы, потому что у них нет Эго. Нарциссы потерпели неудачу на этапе сепарации и индивидуации в детстве – когда ребёнок отделяется от фигуры матери и начинает различать внутренний мир и внешний, начинает чувствовать себя как нечто отдельное и самостоятельное.

И поскольку они не могли отделиться от матери, которая никогда не была надёжной опорой, они не осмеливались взглянуть на мир, исследовать его. Поэтому у них возникли проблемы с определением реальности – тестирование реальности.

Таким образом, у таких детей, которые затем становятся взрослыми, нет функционального Эго – у них нет границ, они не могут быть индивидуальностями, и они не могут отделить реальность от фантазии. Потому что всё с чем они взаимодействуют, является их внутренним содержанием. Японские рисованные комиксы – отличная иллюстрация как выглядит мир для нарцисса.

Ну, хорошо, у них нет Эго… а как же насчёт Суперэго? Суперэго у них тоже нет. В моих предыдущих статьях, для простоты, постоянно упоминается Суперэго, но формально это неверно. У них действительно есть нечто, что звучит очень похоже на Суперэго, выглядит как Суперэго, действует как Суперэго… но это не Суперэго.

Потому что, когда у вас нет Эго, своего настоящего «Я», индивидуальности, у вас не может быть Суперэго, которое является частью Эго. Нарциссы успешно заменили своё Эго ложным «Я», а Суперэго – это интроект, внутренний образ материнской фигуры. Как вы уже знаете, нарциссы стали нарциссами из-за того, что у них материнская фигура была мёртвой матерью.

Мёртвая мать - основной внутренний объект нарцисса, заменяющий Суперэго
Мёртвая мать - основной внутренний объект нарцисса, заменяющий Суперэго

Цитата Андре Грина, создателя термина «мёртвая мать»: «Мёртвая мать — это мать, которая остается в живых, но в глазах маленького ребенка, о котором она заботится, она, так сказать, мертва психически, потому что по той или иной причине впала в депрессию».

Интроект умершей матери – это внутренний объект, который выполняет все функции Суперэго. Этот внутренний голос может быть резким, может издеваться и подкалывать, может быть добросовестным и давать советы, может постоянно всё комментировать и давать оценку. Это действительно похоже на Суперэго, но это не так.

Если бы был какой-то инструмент, с помощью которого можно было взглянуть внутрь нарцисса, вы бы обнаружили, что там не никакого Эго. Следовательно, там нет никакого Суперэго, и единственное, что находится внутри нарцисса – это игровая площадка внутренних объектов. Самым главным из внутренних объектов является образ матери, материнский интроект, который функционирует как садистское, жестокое Суперэго, но таковым не является.

Именно поэтому нарциссы и пограничные не отвечают за свои поступки – они чувствуют, что это не их Суперэго, этот голос им с детства надоел, и они как настоящие дети, делают всё напротив, назло – постоянная попытка стать собой. Итак, нет Эго и, следовательно, нет Суперэго, что что же тогда есть?

✅ По сути, ничего особенного – некоторые побуждения, некоторые инстинкты, некоторые рефлексы, похожие на животные. Там пусто – дома нет хозяина, только обшарпанные стены детской комнаты, увешанной зеркалами, тряпичными куклами, картинками, и периодически туда врывается призрак мёртвой матери, чтобы сделать больно и напугать. В этой ветхой детской комнате, на одной из стен, висит экран, на который проецируется бесконечный мультфильм про супергероя, которому всё подвластно и нет ничего невозможного. Этот мультфильм скрывает все ужасы этой детской тюрьмы.

Там пусто - дома нет хозяина
Там пусто - дома нет хозяина

Когда нарцисс находит себе подходящего партнёра, он хочет, чтобы он или она была копией его мёртвой матери. Не той реальной женщины, которая, возможно ещё жива, а того внутреннего образа, представления о его матери. Потому что он или она не признаёт никаких других типов матерей.

Нарцисс сталкивался только с одним типом матери ­– с мёртвой матерью. Таким образом, нарцисс принуждает своего интимного партнёра становиться всё более и более мёртвым, всё более и более дисфункциональным, более злым на него, всё более отсутствующим, ненавидящим его и в конечном счёте, предающим его, как это сделала его мёртвая мать.

Это ещё один мультфильм, который постоянно и периодически крутится в его внутренней затхлой детской пустой комнатке – это фантазия о предательстве его матерью. Как только нарцисс идентифицирует своего интимного партнёра как ещё одну мёртвую мать, он готов отделиться от неё и индивидуализировать единственную цель своей фантазии.

Роль интимного партнёра как умершей матери, заключается в том, чтобы активизировать стремление нарцисса к смерти, убить его настоящее «Я» ещё раз, и передать послание: «Я хочу, чтобы ты умер, потому что я люблю тебя. Я хочу, чтобы ты жил вечно у меня внутри. Я хочу, слиться с тобой воедино, чтобы ты не перестал существовать». Именно этого нарцисс хочет от своего интимного партнёра.

И здесь важно! Если его интимный партнёр действительно любит его, если отторгает это задание, значит, он или она плохой партнёр, и провоцирует в нём разочарование и агрессию. Вот в чём ирония. Любящий партнёр может спровоцировать нарцисса на крайнюю агрессию.

Инертный объект - идеальный партнёр для нарцисса
Инертный объект - идеальный партнёр для нарцисса

Партнёр, который надел одежды его мёртвой матери, который мёртв эмоционально, который отсутствует, который находится в постоянной депрессии, который находится на грани, например, лабильный (неустойчивый), нерегулируемый, партнёр, который стремится к слиянию... как только у нарцисса появляется инертный объект, он становится идеальным партнёром для нарцисса, потому что тогда он может обесценить, отделиться и отбросить его.

Таким образом, стремление к смерти также мешает нарциссу взаимодействовать с другими людьми значимым образом через объектные отношения, например, влюбляться, создавать настоящую семью. Не путайте это с общей фантазией, которая есть в нормальных отношениях. Общая фантазия не имеет никакого отношения к интимному партнёру нарцисса.

Для нарцисса, интимный партнёр – это актёр на сцене, плод воображения и разума нарцисса, ещё один мультик на внутреннем экране детской комнаты. Это не общая фантазия, а игра, которая навязывается интимному партнёру, и он превращается в реквизит, в объект, в куклу, с которой играет нарцисс. Это не любовь и не объектные отношения.

✅ Зная эти особенности нарцисса, вы сможете сами принять правильное решение, которое устроит именно вас. Вы кукла только до тех пор, пока вы не знаете, что вы кукла, что вами играют и вами управляют, дёргая за ваши больные нервы. Но осознавая себя, понимая, что вы стали куклой, вы перестаёте быть этой куклой – вы становитесь личностью, настоящим человеком, вами невозможно управлять. А это страшно не только для нарциссов.

Счастья вам и берегите себя

Всеволод Парфёнов