Нарциссы и пограничные чувствуют себя опустошёнными, особенно нарциссы, потому что у них нет Эго. Нарциссы потерпели неудачу на этапе сепарации и индивидуации в детстве – когда ребёнок отделяется от фигуры матери и начинает различать внутренний мир и внешний, начинает чувствовать себя как нечто отдельное и самостоятельное.
И поскольку они не могли отделиться от матери, которая никогда не была надёжной опорой, они не осмеливались взглянуть на мир, исследовать его. Поэтому у них возникли проблемы с определением реальности – тестирование реальности.
Таким образом, у таких детей, которые затем становятся взрослыми, нет функционального Эго – у них нет границ, они не могут быть индивидуальностями, и они не могут отделить реальность от фантазии. Потому что всё с чем они взаимодействуют, является их внутренним содержанием. Японские рисованные комиксы – отличная иллюстрация как выглядит мир для нарцисса.
Ну, хорошо, у них нет Эго… а как же насчёт Суперэго? Суперэго у них тоже нет. В моих предыдущих статьях, для простоты, постоянно упоминается Суперэго, но формально это неверно. У них действительно есть нечто, что звучит очень похоже на Суперэго, выглядит как Суперэго, действует как Суперэго… но это не Суперэго.
Потому что, когда у вас нет Эго, своего настоящего «Я», индивидуальности, у вас не может быть Суперэго, которое является частью Эго. Нарциссы успешно заменили своё Эго ложным «Я», а Суперэго – это интроект, внутренний образ материнской фигуры. Как вы уже знаете, нарциссы стали нарциссами из-за того, что у них материнская фигура была мёртвой матерью.
Цитата Андре Грина, создателя термина «мёртвая мать»: «Мёртвая мать — это мать, которая остается в живых, но в глазах маленького ребенка, о котором она заботится, она, так сказать, мертва психически, потому что по той или иной причине впала в депрессию».
Интроект умершей матери – это внутренний объект, который выполняет все функции Суперэго. Этот внутренний голос может быть резким, может издеваться и подкалывать, может быть добросовестным и давать советы, может постоянно всё комментировать и давать оценку. Это действительно похоже на Суперэго, но это не так.
Если бы был какой-то инструмент, с помощью которого можно было взглянуть внутрь нарцисса, вы бы обнаружили, что там не никакого Эго. Следовательно, там нет никакого Суперэго, и единственное, что находится внутри нарцисса – это игровая площадка внутренних объектов. Самым главным из внутренних объектов является образ матери, материнский интроект, который функционирует как садистское, жестокое Суперэго, но таковым не является.
Именно поэтому нарциссы и пограничные не отвечают за свои поступки – они чувствуют, что это не их Суперэго, этот голос им с детства надоел, и они как настоящие дети, делают всё напротив, назло – постоянная попытка стать собой. Итак, нет Эго и, следовательно, нет Суперэго, что что же тогда есть?
✅ По сути, ничего особенного – некоторые побуждения, некоторые инстинкты, некоторые рефлексы, похожие на животные. Там пусто – дома нет хозяина, только обшарпанные стены детской комнаты, увешанной зеркалами, тряпичными куклами, картинками, и периодически туда врывается призрак мёртвой матери, чтобы сделать больно и напугать. В этой ветхой детской комнате, на одной из стен, висит экран, на который проецируется бесконечный мультфильм про супергероя, которому всё подвластно и нет ничего невозможного. Этот мультфильм скрывает все ужасы этой детской тюрьмы.
Когда нарцисс находит себе подходящего партнёра, он хочет, чтобы он или она была копией его мёртвой матери. Не той реальной женщины, которая, возможно ещё жива, а того внутреннего образа, представления о его матери. Потому что он или она не признаёт никаких других типов матерей.
Нарцисс сталкивался только с одним типом матери – с мёртвой матерью. Таким образом, нарцисс принуждает своего интимного партнёра становиться всё более и более мёртвым, всё более и более дисфункциональным, более злым на него, всё более отсутствующим, ненавидящим его и в конечном счёте, предающим его, как это сделала его мёртвая мать.
Это ещё один мультфильм, который постоянно и периодически крутится в его внутренней затхлой детской пустой комнатке – это фантазия о предательстве его матерью. Как только нарцисс идентифицирует своего интимного партнёра как ещё одну мёртвую мать, он готов отделиться от неё и индивидуализировать единственную цель своей фантазии.
Роль интимного партнёра как умершей матери, заключается в том, чтобы активизировать стремление нарцисса к смерти, убить его настоящее «Я» ещё раз, и передать послание: «Я хочу, чтобы ты умер, потому что я люблю тебя. Я хочу, чтобы ты жил вечно у меня внутри. Я хочу, слиться с тобой воедино, чтобы ты не перестал существовать». Именно этого нарцисс хочет от своего интимного партнёра.
✅ И здесь важно! Если его интимный партнёр действительно любит его, если отторгает это задание, значит, он или она плохой партнёр, и провоцирует в нём разочарование и агрессию. Вот в чём ирония. Любящий партнёр может спровоцировать нарцисса на крайнюю агрессию.
Партнёр, который надел одежды его мёртвой матери, который мёртв эмоционально, который отсутствует, который находится в постоянной депрессии, который находится на грани, например, лабильный (неустойчивый), нерегулируемый, партнёр, который стремится к слиянию... как только у нарцисса появляется инертный объект, он становится идеальным партнёром для нарцисса, потому что тогда он может обесценить, отделиться и отбросить его.
Таким образом, стремление к смерти также мешает нарциссу взаимодействовать с другими людьми значимым образом через объектные отношения, например, влюбляться, создавать настоящую семью. Не путайте это с общей фантазией, которая есть в нормальных отношениях. Общая фантазия не имеет никакого отношения к интимному партнёру нарцисса.
Для нарцисса, интимный партнёр – это актёр на сцене, плод воображения и разума нарцисса, ещё один мультик на внутреннем экране детской комнаты. Это не общая фантазия, а игра, которая навязывается интимному партнёру, и он превращается в реквизит, в объект, в куклу, с которой играет нарцисс. Это не любовь и не объектные отношения.
✅ Зная эти особенности нарцисса, вы сможете сами принять правильное решение, которое устроит именно вас. Вы кукла только до тех пор, пока вы не знаете, что вы кукла, что вами играют и вами управляют, дёргая за ваши больные нервы. Но осознавая себя, понимая, что вы стали куклой, вы перестаёте быть этой куклой – вы становитесь личностью, настоящим человеком, вами невозможно управлять. А это страшно не только для нарциссов.
Счастья вам и берегите себя
Всеволод Парфёнов