Найти тему
Логопед Анна Полякова

Нарушения понимания речи у детей, как быть?

В последнее время я словно открыла ящик Пандоры. Буквально каждый день звонят и пишут люди. Тема их обращений одна и так же: "Ребенок не понимает речь, или понимает ее частично, что делать? "

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Да, действительно, это моя тема. Так как я пишу диссертацию по эхолалии, то более чем близка с ней. Ведь, по сути, что такое явление эхолалии и логореи - это нехватка словаря. При эхолалии она происходит на фоне отсутствия зоны контроля высказывания, одного из видов апраксии по А. Лурии. При логорее проблема та же, просто сверху не накладывается дополнительный кинетический недуг. Так или иначе чтобы преодолеть оба этих нарушения ребенку нужно собрать речь и мышление.

Эхолалия и логорея формы самые грубые и заметные, в более легких и незаметных формах детям просто ставят умственную отсталость и разные ее проявления, конечно речь не о грубой УО, там и до логореи еще дотянуть нужно, а скорее о средней и легкой ее форме. Так или иначе нарушение мышления и умственная отсталость всегда идут рука об руку.

Давайте же разбираться, откуда все это берется и что с ним делать.

В основе подобных нарушений чаще всего лежат разные сенсорные агнозии. Агнозий может быть много и зрительная, и вкусовая, и обонятельная, и осязательная, и тактильная, но самой главной, влияющей на формирование устной речи и ее наполнения можно считать слуховую.

Еще А. Лурия описал данное явление в одной из своих форм афазии. Выглядит оно примерно так. У человека нарушается слуховое восприятие. Он с трудом понимает слышимую речь с трудом вычленяет слова из потока. На фоне этого ухудшается и память, сложно запомнить и удержать в памяти то, что с трудом понимаешь. Тем самым больной становится пустым, ненаполненным, и его нужно обучать языку заново. Почему заново? Потому что великий невролог и психиатр работал со взрослыми, пережившими распад речи, на фоне поражений головного мозга. По детям он открыл Дисфазию, предположил аналогичные механизмы, но плотно ей не занимался. Зато по взрослым оставил целое наследие, которое я и другие специалисты сейчас пытаемся адаптировать для детей.

Что же происходит у детей? У малышей этот момент нарушения в работе мозга происходит еще до появления речи. Дети пустые совсем у них нет зазора того, что сохранилось в мышлении, но прячется, и механизм накопления речи у них сломан. Если по методике А.Лурии нужно лишь выявить пострадавшие куски и восстановить их, мозг вытянет из памяти сведения о речи, то у детей тянуть нечего, им речь нужно создавать с нуля.

Как это происходит? Введением понятий, суждений и умозаключений, а так же, составлением их взаимодействия. Что такое шаблон понятия?

Возьмем на примере слова кошка. Пушистый зверь- кошка. Вот первый простой шаблон понятия. Что в него входит соотнесения животного с его фонетическим звучанием словом кошка, соотнесение животного с порядком артикуляционных укладов чтобы произнести это слово кошка, соотнесение животного с буквенным выражением слова кошка, чтобы прочитать и понять его. Если у ребенка нет хотя бы одной части этого шаблона то система не наполняется. К примеру, он не умеет читать и слово кошка не прочтет, или не может сложить артикуляцию и отследить последовательность звуков тогда он его не произнесет. Или не воспримет на слух, так как плохо разбирается в звуках. Наша задача составить шаблон слова кошка. Не слышишь-читай, отслеживай звуки, обрабатывай, наполни данное понятие информацией таким вот сложным путем. Ну и самое главное, все эти дети чаще всего ориентируются на зрение, и кошка для них в первую очередь видимый зверь. Наша задача уйти от зрительной поддержки и дать кошку в читаемом и слышимом варианте. Ведь когда мы говорим, мы не носим с собой пачку карточек, чтобы уточнить значение сказанных понятий.

Усвоили простой шаблон, но мир не так прост и кошек в нем много, они разные. А ребенок знает только серую соседскую. Теперь нужно дать много разных кошек, описать их свойства и принципы, сравнения. Процесс долгий и сложный особенно когда он в ручном формате.

Вот на примере существительного и глагола. Вводим понятие: "кошка идет". Показываем на картинке, как идет человек. Ребенок вроде понял. Значение: "я иду" ему доступно. Хорошо теперь показываем кошку, которая идет, тут уже куда сложнее, ведь на картинке со словом идет был человек. Ладно потихоньку ребенок освоил и это. Но идет не только кошка. Вода из крана тоже идет, пароход идет, ну и вишенка на торте время, и оно тоже идет. Как часто родители трясут своих детей с фразой: «Давай включайся, время идет». Как думаете понял наш малыш все эти словосочетания?

По Лурии, логопед бы сейчас достал книгу и показал больному картинку с будильником рядом со словом время. Больной бы вспомнил что такое время и этот шаблон вошел в его мышление, а ребенок так может?

Конечно, мы покажем ему картинку, но не будем уверенными, что он взял ее смысл, ведь само понятие время у него еще не сформировано. Мы дойдем до темы время объясним ребенку его смысл, а за ним тему смены времен года, понятия молодости и старости. Вот уже что-то становится понятно. Будем давить на то, что слово идет показывает движение кого-то или чего-то куда-то. Ребенок усвоил, именно те понятия что мы дали, но есть же измененные грамматические формы. Ушел и пришел - это то, что чаще всего встречается в задачах по математике. Вроде похоже на слово идти, а звучит иначе и ребенок снова потерялся. Именно поэтому детки с умственной отсталостью с таким трудом берут математику, там этих понятий с избытком. Что мы будем делать, мы будем тренировать значение приставок с разными глаголами объясняя их смысл при- это стало больше, у- стало меньше и т.д. Вышли из этого, а впереди у нас сложные понятия "если не это, то то"; "возможно ли, если", "что будет следствием, в случае" и вот эти сопоставления так же нужно собрать, а чтобы их собрать у ребенка должны быть разобраны и поставлены категоризации предметов до возможности оперировать данной категоризацией.

Возможно ли все это исправить? Возможно, но сложно. Я часто пишу, что мой сын изъясняется порой сложными конструкциями. Он может задвинуть фразу из разряда "если с одной стороны, то с другой стороны" "либо это, либо то" и так далее, и это понятия, что он накапливал, и что вошли в его логическое понимание и он оперирует ими уже на абстрактных явлениях и событиях. Но мой сын занимается восстановлением речь с года. От карточек и далее... Сейчас ему 9 лет, и его система категоризации предметов и явлений даже забегает немного вперед, о чем говорят его способности к математике- царице категоризации. Так или иначе наполнить такого ребенка можно, но нужно много работать и понимать, что мы даем и как мы даем, и для чего мы это даем.

У деток с нарушением мышления часто очень много пробелов. Слово в одном значении они понимают, а в другом нет. Им с трудом даются абстрактные темы времен года, природных явлений, времени суток, время дня. Все это нужно вводить отдельно на основе логики. На первых этапах такие малыши требуют большой зрительной поддержки, им мало картинки с мальчиком который идет, чтобы усвоить понятие данного слова, нужно дать его в разных значениях, а самое главное в понятии движения. Задача родителей и логопеда, выявить вот эти ямы в знаниях, заполнить их, выровнять, опереться для составления суждений и умозаключений.

Понятие умственной отсталости подразумевает как раз вот эти сложности с перенесением одного явления на другие в тех же условиях. Ручной ввод значений слов и понятий. Пробелы в знании и понимании явлений и событий.

Работать с этим можно, но работа долгая, сложная и конечно, чем раньше ее начать, тем больше будет результата. А. Лурия работал со своими взрослыми пациентами и мог добиться у них успехов, что говорит о том, что с данными нарушениями можно работать и обучать ребенка в течение всей жизни.

А Вы сталкивались с подобными нарушениями мышления, какие приемы борьбы с ним были наиболее эффективны?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.