Найти тему

Дни василька и белой ромашки, колосков, табачного и дубового листов

Оглавление

В Крыму тема оказания благотворительной помощи в наши дни стала актуальной. Уже несколько лет подряд традиционно отмечают День белой ромашки, и этот праздник очень плотно связан с Крымом - Ливадией, Ялтой, где, быть может, впервые в России были проведены благотворительные сборы в пользу чахоточных больных. . Но пришло время вспомнить и о Дне дубового листка. А какие еще существовали цветные и цветочные символы, олицетворяющие благотворительность в России?

Предыстория

Благотворительность для России - история давняя и многоплановая, если разделять ее по целям оказания материальной и физической помощи: поддержка неимущих, больных и инвалидов, представителей какой-либо профессии, воинов, женщин, детей, учащихся, талантливых людей, оказание помощи в лечении больных и раненых, финансовое обеспечение талантливых персон и материальная поддержка, как сейчас бы сказали, культурным, историческим прочим "проектам".

Особенно активной и существенной эта помощь стала при Романовых, когда по инициативе членов императорского семейства стали создаваться первые благотворительные общества, когда стали массово открывать приюты и богадельни, работные дома. Случилось это к концу XVIII века. Вся эта деятельность велась с привлечением активистов из различных слоев социума, а также при использовании средств наглядной агитации. Например, некоторые исследователи считают, что символика, которую использовали те или иные общества для своей деятельности и сбора пожертвований, отчасти была инициирована и разработана при непосредственном участии или под наблюдением Романовых.

По сути государственный статус благотворительность получила только благодаря деятельности супруги императора Николая I - Марии Федоровны, обретший с легкой руки своего мужа значительные полномочия вплоть до открытия Четвертого отделения собственной Е. И. В. канцелярии - так называемого "Мариинского ведомства".

Супруга Александра II - Мария Александровна, еще более расширила благотворительную деятельность за счет привлечения и собственных, и собранных средств. Именно при ней появился первый символ благотворительности. И это был не цветок, а... птица. Пеликан. Потому что символизирует материнскую любовь. Изображение птицы можно было встретить на знаках тех, кто оказывал помощь и собирал пожертвования, а также выдавались специальные жетоны с изображением пеликана тем, кто пожертвовал значительную сумму. Тогда это была сумма более 35 рублей.

https://ru.wikipedia.org/
https://ru.wikipedia.org/

Масштабы благотворительности достигли огромных размеров в начале XX века, когда бюджет, затрачиваемый на подобные дела, достиг 128 миллионов рублей. И это были не только государственные деньги и средства частных лиц: доходная часть пополнялась кружечным сбором, уплатами с продажи игральных карт, средствами, полученными со сдачи в аренду доходной недвижимости, сборами с публичных развлечений - театральных представлений, выставок, концертов, а также балов и базаров. В Дни белого цветка помимо традиционных представлений проводились чтения лекций, полеты на аэропланах, автопробеги, устраивались лотереи. Об одной интересной традиции - Лунные гулянья в Воронцовском дворце в Алупке, рассказано здесь.

gitara-vrn.ru
gitara-vrn.ru

Цветочные и цветные символы

С целью популяризации идеи благотворительности использовали все возможные в те времена средства. В первую очередь изобразительные - плакаты, афиши, марки, жетоны, значки, открытки, рукодельные изображения. Общественные организации с удовольствием работали с известными тогда и теперь художниками, которые способны были своими рисунками привлечь интерес и побудить к благотворительности. Издавали шикарные издания.

goodfon.ru
goodfon.ru
https://ucmopuockon.livejournal.com/8151593.html
https://ucmopuockon.livejournal.com/8151593.html
puhonto.ru
puhonto.ru

Ой, что-то я отвлеклась на социальные плакаты, а между тем, в качестве символов всей этой деятельности по преимуществу использовали цветы и листья. Прежде существовала градация цветочных символов по целям сбора: туберкулёз, школьники и борьба с детской смертностью, голод, последствия эпидемий и природных бедствий... В качестве растительных символов в дореволюционной России использовали изображения листьев табака, дубового листка, клевера или кислицы, подсолнуха, фиалки, василька, желтого и розового цветков, мака и др. Наконец вместо точного названия цветов применяли их красочное описание: были дни синего, голубого, лилового, розового, желтого цветов, под которыми теперь можно понимать любые, подходящие по характеристике.

Сейчас явно помнят только о Дне белой ромашки, однако цветов-символов и поводов для сборов существовало гораздо больше. Попытаемся разобраться, в какой день какого растения на что собирали пожертвования.

День Синего цветка, или василька

Синий цветок вместе с синим крестом - символом Общества попечения о бедных и больных детях, стал сопровождать сборы, совершаемые в пользу и тех детей, которые были больны, бедны, склонны к совершению преступлений или подвергались насилию. Это общество возникло в 1882 г., а в 1903 прошел грандиозный благотворительный цветочный базар:

"День василька" ("Раннее утро" от 10 июля (27 июня) 1914 г.):

Организованный вчера о-вом школьных вакационных колоний для учащихся в средне-учебных заведениях "день василька" прошел сравнительно очень успешно. К 11 час. вечера возвращено было около 200 кружек, из них около 50 кружек переполненными. В одну из кружек известным петербургским художником, проезжавшим вчера черев Москву, опущен чек на 250 руб. Сбор ожидается лучше прошлогоднего, давшего о-ву зa покрытием всех расходов 10 тыс. рублей...

http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/

-7
Покупатель жетона «Синего цветка» (в помощь больным и бедным детям) опускает деньги в коробку.
Покупатель жетона «Синего цветка» (в помощь больным и бедным детям) опускает деньги в коробку.

Базар цветов в пользу бесприютных детей организован Санкт-Петербургским отделением Синего Креста в помещении уездной земской управы на Караванной, 9. Под грандиозным холщевым зонтиком, как в Париже у церкви Madeleine, великосветские дамы продают живые цветы. За одним столом продаются исключительно фиалки, духи из фиалок violettes, костюм петербургской матроны тоже гармонирует с цветом фиалок. За другим столом – розы, за третьим – гвоздики, за четвертым – анемоны, за пятым – ромашки. Картина каждого стола прелестна. Базар будет работать два дня с часа дня до шести часов вечера без перерыва.
В 9 утра в Казанском соборе было совершено молебствие в пользу общества. В храм прибыли около 500 сборщиц общества. Город был распределен на 16 отделов, в каждом работала группа из 50-250 представительниц общества. Всем были розданы запечатанные кружки, щиты и корзиночки с голубыми и синими цветочками. (Петербургский листок)

НО!!!

Цветков было заготовлено в Париже около 1 000 000, кружек – около 2 000. Кроме того, распространялись жетоны с эмблемой общества – синим крестом, а также записные книжки с народными поговорками и изречениями писателей о необходимости помогать ближнему. Цветок был сочувственно встречен населением столицы. Через полчаса публика расхватала запасы сборщиц.
Особым успехом пользовалась на Невском дама-сборщица с двумя малолетними детьми. Особые отряды обходили казенные и общественные учреждения. К 6 вечера выяснилось, что 1 000 000 цветков будут разобраны без остатка и даже не хватит. Начался подсчет денег… Средний итог – 30-40 рублей, у некоторых до 100 рублей. (Петербургский листок)

Средства направляли на обустройство убежищ, больниц, амбулаторий, приютов, обедов, трудовых мастерских

hisdoc.ru
hisdoc.ru
etoretro.ruetoretro.ru
etoretro.ruetoretro.ru

День вереска

"День вереска". Под этим символом собирали пожертвования для бедных детей, с целью предотвратить приичны и снизить детскую смертность.

«День вереска»; Санкт-Петербург, 15 сентября 1912 г.
«День вереска»; Санкт-Петербург, 15 сентября 1912 г.

День фиалки

«День фиалки» несколько раз проводился в С-Петербурге с целью сбора средств для бедных и больных детей. В газете «Саратов» от 17.02.1916 г. читаем:

Сегодня будет проведён День «фиалки» – кружечный сбор в пользу «недостаточных учениц» фельдшерской школы.
http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/

День незабудки, или Голубого цветка

Правильнее было бы назвать этот сбор. проводимый с полуночи, "Ночью Голубого цветка". В 1912 году впервые вышли на подобную акцию волонтеры Общества патроната над несовершеннолетними.

День Желтого цветка

Не очень понятно, что был за день в раньшее время. А вот в наше время в День желтого цветка проводят сборы в пользу пожилых людей и сестер милосердия "Желтого креста" - это организация, которая помогает людям при катастрофах.

http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/

День Розового цветка

«День Розового цветка» - это сбор на детей - беспризорных, сирот, детей-жертв войны. Средства направляли, в том числе, и на борьбу с причинами детской смертности. Основан праздник был в 1912 году.

"День розового цветка" ("Новое время" от 15 (02) июня 1913 г.):

Сегодня в Ружейном пер. на Плющихе состоялось открытие второй консультации для матерей по лечению и уходу за детьми. Консультация открыта московским обществом борьбы с детской смертностью на средства, собранные в день розового цветка.

Воспитанники приюта им. великой княжны Марии Николаевны во время сбора средств для помощи бесприютным детям в «День розового цветка»
Воспитанники приюта им. великой княжны Марии Николаевны во время сбора средств для помощи бесприютным детям в «День розового цветка»

День Лилового цветка

Это был уже сбор, проводимый в пользу бесквартирных: вырученные деньги должны были направлять на приобретение домов и помещений для неимущих. Инициаторами и организаторами стали Шаховская Н. Б. и Трубецкая Н. Б. Интересно, что акция по сбору средств стартовала в полночь, а завершилась вечером следующего дня в московских театрах - Большом и Малом.

День Клевера

Клевер или кислица - сборы помощи больным (в т. ч. и туберкулезникам).

http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/

День Подсолнуха

Подсолнух - символ помощи слепым.

День Табачного листа

Лист табака символизировал сборы на табак для воюющих солдат. Наверное, и сейчас сборы на табак тоже актуальны на фоне повышения цен на курево, но в годы Первой мировой сигареты и папиросы, кстати, получившие широкое распространение благодаря событиям Крымской кампании, врачи рекомендовали курить, чтобы снизить уровень стресса. Отсюда возникают сборы на табак, и символом благотворительных сборов становится табачный лист. Форма проведения сбора пожертвований могла быть любой - лотереи-аллегри, кружечный сбор, благотворительные концерты и базары.

Плакат "Жертвуйте на табак солдату". Художник А. П. Апсит. 1915 г.
Плакат "Жертвуйте на табак солдату". Художник А. П. Апсит. 1915 г.

Символов благотворительной акции - виньеток с изображением табачного листа, достаточно много и все они относятся к периоду после начала Первой мировой войны., то есть после августа1914 г.

Кроме того, листы табака как символ использовались и с целью сбора средств для детей беженцев и военных: с листом табака на виньетках нередко смешивался синий цвет, которым отмечены сборы на бедных и больных детей. Подобные виньетки известны для сборов детям-сиротам павших воинов.

http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/
Лента для кружечного сбора
Лента для кружечного сбора

-19

Артисты Императорских театров – участники благотворительной акции по сбору средств воинам в «День табака».3-я справа М. Ф. Кшесинская https://otevalm.livejournal.com/
Артисты Императорских театров – участники благотворительной акции по сбору средств воинам в «День табака».3-я справа М. Ф. Кшесинская https://otevalm.livejournal.com/

День Дубового листка

Дубовый лист как символ некоторое время использовался для обозначения сборов для солдат передовых позиций («День дубового листка») или беженцам. "Дубовый листок" ("Новое время" от 31 января 1915г.):

Сегодня с утра начался кружечный сбор воинам героям на передовые позиции, организованный состоящим под августейшим покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны особым комитетом по сбору пожертвований на передовые позиции. Комитетом выпущены 2,000 кружек. Продаются значки с изображением дубового листка.
http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/
https://ucmopuockon.livejournal.com/8151593.html
https://ucmopuockon.livejournal.com/8151593.html

День гвоздики

Цветок гвоздики - для учащихся детей. Из статьи Е. А. Ефимовой "Деятельность союза обществ попечения об учащихся детях г. Москвы в годы Первой мировой войны":

Средства для продолжения деятельности Обществ попечения об учащихся детях изыскивались разнообразными путями. 13 ноября 1915 г. был организован кружечный сбор с продажей цветка гвоздики, принесший немалые средства — около 26 тыс. рублей; также в ходе кампании были проинформированы широкие слои населения о направлениях деятельности Союза Обществ, о значении внешкольной работы с детьми.
http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/

День колоса, День ржаного колоса

«Дни колоса» как праздник оформился только к 1900 г., хотя предыстория длилась почти 10 лет. Сбор денег шёл в пользу голодающих. На дореволюционных виньетках колос нередко он шёл в паре с каким-либо иным символом, что расширяло цели сбора - на помощь больным, неимущим и т. п.. По всей видимости, в «Дни колоса» чаще всего раздавали сами колоски ржи вместо значков и виньеток.

В 1912 году был организован такой сбор, были выпущены жетоны, где инициатором значилось Общество охраны народного здравия. На самом деле, впервые подобную акцию провели в 1891 году, когда несколько губерний серьезно пострадали от голода, и сбор помощи возглавил великий князь Сергей Александрович, тогда как во главе Московского комитета встала вел. кн. Елизавета Федоровна. Спустя несколько месяцев было собрано окло полумиллиона рублей.

http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/

Сборщики средств в пользу голодающих у здания Городской думы в «День колоса ржи»; Санкт-Петербург, 22 февраля 1912 г.
Сборщики средств в пользу голодающих у здания Городской думы в «День колоса ржи»; Санкт-Петербург, 22 февраля 1912 г.
Нагрудный жетон и колоски ржи для участников сбора средств в пользу голодающих в «День колоса ржи»; Санкт-Петербург, 22 февраля 1912 г.  https://otevalm.livejournal.com/
Нагрудный жетон и колоски ржи для участников сбора средств в пользу голодающих в «День колоса ржи»; Санкт-Петербург, 22 февраля 1912 г. https://otevalm.livejournal.com/

Мак

После революции мак стал активно использоваться в качестве замены «дореволюционной» ромашки для проведения в 20-е годы «Туберкулёзных трёхдневниках», именно это название стало символом благотворительных акций вместе с «Днём красной казармы», «Долой неграмотность».

-28
http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/

Шиповник

Шиповник параллельно с маком стал появляться на противотуберкулёзных виньетках. Вкупе с гвоздикой, шиповник и мак образуют антитуберкулёзный символ красного цветка, который внедрялся вместо «старорежимной» ромашки и «буржуйского» лотарингского креста. (по мотивам http://www.nepochta.ru/art/s28.html)

День Белой ромашки

«День Белого цветка» или «день ромашки» - это день сборов на борьбу с подлинным бичом тех лет, туберкулёзом (чахоткой). Российские врачи-общественники первыми забили тревогу и объединились в добровольное «Общество охраны народного здравия» через свою «Лигу по борьбе с туберкулезом». «Общество», куда входила уже упомянутая Лига, придумало прекрасное действо, которое воспитывало уважение к благотворительности у детей и взрослых.

На самом деле, место рождения «Дня белой ромашки», или «Дня Белого цветка» - Швеция, 1908 год. В Россию этот праздник пришел спустя три года - в 1910. Несмотря на то, что до сих пор не ясно, в каком городе впервые стартовали сборы (может, в Ливадии и Ялте?), но традиция сразу приобрела всероссийский масштаб, может быть потому, что непосредственное участие принимала вся семья императора. В 1910 в акции участвовало 104 города и было собрано около 500 000 рублей. В царской России для праздника белого цветка отводили дни в апреле или мае.

Боролись с чахоткой во всем мире, и ромашка вместе с лотарингским крестом стали символом благотворительной работы во всём мире. В России ромашка тоже стала эмблемой Лиги. Выбор такого символа очевиден: белый цветок распространен в России, как и туберкулез. Кстати ли совсем не кстати, вы знаете, что каждый третий человек в современном обществе является латентным носителем туберкулеза? Но, как уже знаем, наряду с ромашкой символами сборов в помощь больным чахоткой использовали изображение клевера, мака, шиповника. В памяти современного человека почему-то запечатлелся только белый цветок - ромашка.

http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/
http://www.nepochta.ru/

«Дни» проводились только с разрешения губернаторов: тогда день члены общества выходили на площади, в скверы, на паперти церквей с жертвенными кружками, в которые простые люди вносили свою посильную лепту, волонтёры за пожертвования раздавали белые бумажные ромашки. Гимназистки и молодые дамы несли щиты, заполненные бумажными ромашками, а их кавалеры жестяные опломбированные кружки для сбора денег за эти цветы. Ромашки были и на самих продавцах, на широких лентах, надетых через плечо, на шляпах и на фуражках и просто в руках в виде букетов.

Один год продавцы ромашек носили их на палках длиною 1,5 метра, обмотанных зелеными матерчатыми полосами, в завитки которых втыкались проволочные черенки ромашек: на верху такого жезла помещалась огромная ромашка не менее 25 сантиметров. В середину цветка с плотными ребристыми лепестками вставлялась желтая пушистая серединка, обычно из гаруса. Сам цветок был весьма красив, а отказать в пожертвованиях элегантным распространителям было сложно. Да и плата за это произведение искусства была почти символической – кто сколько даст!

-32
Открытое письмо, автором рисунка которого стал Прокудин - Горский С.М. , который помимо того, что был химиком и известным фотографом, оказывается, еще и рисовал! Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
Открытое письмо, автором рисунка которого стал Прокудин - Горский С.М. , который помимо того, что был химиком и известным фотографом, оказывается, еще и рисовал! Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"

Ромашки предлагались всем идущим, не взирая на то, что многие уже приобрели их; плата была добровольная – кто сколько может. В кружки падали монетки и в одну копейку, и в гривенник, иногда рубли, а то и золотой пятирублевик – это уже был триумф для сборщиков.

Автор – Федор Захаров. 1914
Автор – Федор Захаров. 1914

"Вестницы" белого цветка. ("Раннее утро" от 16(03) апреля 1913г.):

Вчера секция по борьбе с туберкулезом выпустила на улицы Москвы оригинальных "вестниц" грядущего дня "белой ромашки". На улицах маленькие девочки, с белыми перевязями через плечо, раздавали летучки секции с отчетом о том, на что были истрачены средства, собранный в прошлом году, в "день белого цветка". На деньги, которые были пожертвованы москвичами, было отпущено бесплатно туберкулезным больным: 8,792 обеда, 20,068 бутылки молока...

А ещё в этот день проходили благотворительные базары и концерты. Собранные таким образом деньги шли туберкулёзным больным.

https://ucmopuockon.livejournal.com/8151593.html
https://ucmopuockon.livejournal.com/8151593.html

Романовы и белая ромашка

В Ялте в «Белом цветке» принимала участие вся царская семья. В 1911-1914 годах императрица Александра Фёдоровна лично организовывала в Ялте благотворительные базары в пользу туберкулёзных больных - всего четыре таких мероприятия было проведено. На набережной монтировались павильоны, один из которых украшался лиловой тканью (императрица очень любила лиловый цвет) и глициниями – в нём торговала сама Александра Фёдоровна, ей помогали дочери и фрейлины.

bangkokbook.ru
bangkokbook.ru

Из дневников Танеевой А.:

Описывая жизнь в Крыму, я должна сказать, какое горячее участие принимала Государыня в судьбе туберкулезных, приехавших лечиться в Крым...Императрица соорганизовала четыре больших базара в пользу туберкулезных в 1911—1914 годах; они принесли массу денег. Она Сама работала, рисовала и вышивала для базара и, несмотря на Свое некрепкое здоровье, весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Полиции было приказано пропускать всех, и люди давили друг друга, чтобы получить что-нибудь из рук Государыни или дотронуться до Ее платья; Она не уставала продавать вещи, которые буквально вырывали из Ее рук Маленький Алексей Николаевич стоял возле нее на прилавке, протягивая ручки с вещами восторженной толпе...
-37
-38
-39

-40

В день “белого цветка” Императрица отправлялась в Ялту в шарабанчике с корзинами белых цветов; Дети сопровождали Ее пешком...

bangkokbook.ru
bangkokbook.ru
-42

Главный доход на этих базарах доставляли собственноручные работы Её Величества и Великих Княжон, состоявшие в очень красивых рукоделиях или рисунках. Её Величество замечательно искусно делала акварелью различные виньетки на каких-нибудь пресс-папье, рамочках или коробочках, сразу делавших скромную вещь заметной своим изяществом и красотой», – писала в своих воспоминаниях о царской семье Татьяна Мельник-Боткина, дочь Евгения Боткина, лейб-медика Николая II.
/iglaza.com
/iglaza.com

На первый такой благотворительный базар в 1911 году привезли ещё и разнообразные недорогие, но привлекательные вещицы из Европы. «В Париже были заказаны для этой цели духи, одеколоны, туалетное мыло, из Стокгольма привезли брелоки, броши, портсигары, бонбоньерки, Петербургский Императорский стеклянный и фарфоровый завод направил вазы и кружки из художественного стекла. А канцелярия Её Величества дала разрешение подготовить для продажи свыше 10 тыс. открыток с фотографиями императора и членов августейшего семейства», – писала пресса. Общая выручка от базара составила сумму свыше 40 тысяч рублей, их передали в благотворительные общества и комитеты Ялты. (https://gazetacrimea.ru/.../dni-belogo-cvetka-istoriya...)

Всего в 1911 году на первом базаре в Ялте было выручено 46 тысяч рублей. которые тут же распределили между благотворительными организациями - обществам по устройству санаториев, общине сестер милосердия и пр.

Вербные сборы

Известно, что были организованы Вербные сборы - символ в виде двух веточек вербы - вырученные средства от которых передавали людям, жаждущим совершить паломничество в Иерусалим, а также Русской Духовной Миссии, которая находилась тоже в Иерусалиме. Но не только: согласно правилам десятую часть сборов передавали благотворительным организациям.

Акцию проводили на шестой воскресный день великого поста, и часто вербные сборы совпадали с Днем красного яичка, когда уже жертвовали на бесприютных детей.

Красное яичко

Инициировала сборы в пользу детей из трудовых колоний великая княгиня Елизавета Федоровна. Сборы проводили с 1913 по 1916 годы. Пожертвования тратились на постройку мастерских, жилых комнат и классов для обучения каким-либо ремеслам. Помимо трудового обучения детей в артелях кормили, давали приют и начальное образование.

Не лист, не цветок, а... красное яичко!
Не лист, не цветок, а... красное яичко!
https://ucmopuockon.livejournal.com/8151593.html
https://ucmopuockon.livejournal.com/8151593.html
mnsh-al.ru
mnsh-al.ru

Международный день благотворительности

Кстати, 5 сентября ежегодно проводится Международный день благотворительности. Решение о праздновании было принято в декабре 2012 года на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. По замыслу организаторов, праздник должен обратить внимание общественности на роль различных благотворительных организаций и отдельных лиц в преодолении нищеты и острых гуманитарных кризисов...

Источники

  1. Цветочные дни Российской Империиhttps://otevalm.livejournal.com/5105629.html
  2. Громова А. В. Христианская и растительная символика бллаготворительных сборов в России под покровительством императорского дома Р/мановых. https://www.permgaspi.ru/
  3. История мощнейшей благотворительной акции «Белый цветок» в Воронеже http://iglaza.com/2015/09/istoriya-belyi-cvetok-v-voronezhe/
  4. Наши парни просят табака. https://pikabu.ru/story/nashi_parni_prosyat_tabaka
  5. Цветочные дни в благотворительности http://www.nepochta.ru/art/s28.html
  6. Историк Галина Ульянова: Как белые цветы помогали больным туберкулезом. https://www.pravmir.ru/istorik-galina-ulyanova-kak-belyie-tsvetyi-pomogali-bolnyim-tuberkulezom/