Найти в Дзене
Девочка Заткнись

Полисомнография. Изучение качества сна

Загадочное и немного футуристического вида исследование проходила я впервые. Скажу сразу, мне его не назначал врач — это была моя инициатива и проверка моей гипотезы.
Все началось с того, что меня направили на консультацию в “РНПЦ психического здоровья” к доктору медицинских наук, психиатру Евсегнееву. Я решила “погуглить”, че за дядька такой, на чем специализируется и ради чего вообще я должна тащить свою жопу в Новинки.
Оказалось, что “дядя” специализируется на депрессиях, тревожных расстройствах, написал не одну статью, провел ряд исследований, чем заочно заслужил мое уважение. Одна из статей была о корреляции сбоев циркадных ритмов и возникновения депрессии. “Хммм…, — подумала я, прищурив глаз, — Какая любопытная мысль...это мне в голову не приходило!” Если примитивно изложить суть исследования: плохо спишь — нарушается биохимия мозга — здравствуй, депрессия! Среди потока информации я выцепила слово “полисомнография”, вбила в строку поиска — опа, услуга доступна в Минске. Пок
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.1
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.1

Загадочное и немного футуристического вида исследование проходила я впервые. Скажу сразу, мне его не назначал врач — это была моя инициатива и проверка моей гипотезы.

Все началось с того, что меня направили на консультацию в “РНПЦ психического здоровья” к доктору медицинских наук, психиатру Евсегнееву. Я решила “погуглить”, че за дядька такой, на чем специализируется и ради чего вообще я должна тащить свою жопу в Новинки.

Оказалось, что “дядя” специализируется на депрессиях, тревожных расстройствах, написал не одну статью, провел ряд исследований, чем заочно заслужил мое уважение. Одна из статей была о корреляции сбоев циркадных ритмов и возникновения депрессии. “Хммм…, — подумала я, прищурив глаз, — Какая любопытная мысль...это мне в голову не приходило!” Если примитивно изложить суть исследования:
плохо спишь — нарушается биохимия мозга — здравствуй, депрессия!

Среди потока информации я выцепила слово “полисомнография”, вбила в строку поиска — опа, услуга доступна в Минске. Показания — храп, апноэ, сомнамбулизм, бессонница. Берём!

Цена вопроса — 80$. Дорого? Очень! Стоило это того? Из всех процедур за два года: от анализов на всевозможные гормоны до МРТ головного мозга — эта процедура была единственной ценной по полученным данным.

За эти деньги вечером к вам на дом приезжает врач, оставляет на вас пару килограмм проводов и датчиков, которые 10 часов беспрерывно фиксируют показания дыхания, работы сердца, электрической активности мозга, смену фаз сна и т.д., а на следующий день вы получаете расшифровку и консультацию сомнолога.

В ночь, когда я лежала в кровати, обмотанная проводами,
я боялась лишь одного — не уснуть. Ведь это исследование сна. Нет сна — нет данных. Я все же уснула где-то после четырех утра, а в восемь уже открыла глаза. “Фух, хоть на пару часов отключилась!” — подумала я. Запись данных остановилась — я поняла это по погасшей лампочке в пульсоксиметре. Сняла оборудование, как показывал врач накануне. Вскоре приехал курьер, забрал чемоданчик со всем добром, а в 6 вечера у меня уже был прием сомнолога.

Первый вопрос врача был логичен: “Почему решили провести исследование?” Второй: “Вы спали в эту ночь?” Я утвердительно покачала головой. “Точно?” — переспросил врач. Я заподозрила неладное. Думаю: “Ну, common, что за тупой вопрос? Я в 30 лет не могу понять, когда я сплю, или что?” Я объяснила, что трудности с засыпанием были как обычно, но по моим ощущениям я спала примерно 4 часа. На что врач с сарказмом ответил: “Да? А по гипнограмме такое ощущение, что вы всю ночь на коне скакали!”.

Я начала переживать, что, наверное, произошел сбой, аппарат все неправильно записал и как такое может быть, Я ЖЕ СПАЛА, БЛ*ТЬ (это мне так казалось). Врач мне объяснил, что оборудование исправно, ошибки нет, на голове десяток датчиков: по данным с одного из них мозг вообще не спал, другие зафиксировали единственный короткий промежуток чего-то похожего на сон. Сомнолог поворачивает ко мне монитор компьютера, где нарисована прямая линия с одной небольшой ямкой.

Результаты моей полисомнографии
Результаты моей полисомнографии

За всю ночь у меня не было ни одного завершенного цикла сна со сменой 4 фаз, не было ни медленного, ни глубокого сна — ничего. Был короткий промежуток дремоты продолжительностью 5 минут и 25 минут фазы так называемого REM-сна, когда отключается тело, а мозг продолжает работать. “Что вы делали около 12 ночи?” — уточняет врач (именно в это время была зафиксирована смена фазы сна). Я напрягаю память, молчу, пытаюсь вспомнить и — пустота. Только на пути домой я поняла, что досматривала мультфильм в это время.

Если не углубляться в терминологию, в которой я сама пока не сильна, получается так, что я спала, пока “смотрела” мульфильм, и не спала вообще, когда думала, что спала.

Потом мне пояснят, что из-за хронической бессонницы и стресса, мой мозг в течение дня периодически уходит в трансовые состояния на короткие промежутки времени — это защитная функция психики при перегрузках. Именно эти состояния и создают “провалы в памяти”. В трансовом состоянии человек может говорить, водить машину, выполнять рутинную работу, но помнить об этом он не будет. Таким образом, то, что я приняла за сон, был сомнамбулический транс. И объективно, я не знаю, что делало мое тело в это время, потому что не помню ничего.

Такие дела, касатики. Кто проходил такое же исследование, буду рада, если поделитесь комментариями.

А начало всей истории можно почитать здесь.