Принято считать, что Россия производит очень мало товаров, которые идут на экспорт. Но так ли это на самом деле? Оказалось, что даже в условиях санкций и закрытия мировых рынков, мы не только не утратили экспортные возможности, но и расширяем свое влияние.
Удивлены? А вы ведь многие россияне даже не знают, какие товары отечественные производители поставляют в зарубежные маркетплейсы.
Все внимание на Азию и Ближний Восток
Конечно, присутствие российских брендов на Западе несколько уменьшилось, но у нас есть прекрасная возможность завоевать новые рынки. Предприниматели уже нашли несколько целевых направлений, и основные пути экспорта направлены на Ближний Восток, Азию и страны СНГ.
Статистика «Российского экспортного центра» говорит о том, что в 2022 году российские производители поставили продукции на сумму более 12.5 млрд долларов. Перспективы развития огромные, но и проблем хватает.
Какие товары пользуются спросом среди иностранных покупателей? Для примера можно рассмотреть несколько направлений.
1. Сладкая продукция
Мало кто знает, что именно русская пастила пользуется огромным спросом в ряде западных стран. Например, Белевские сладости из натуральных ягод, орехов и яблок активно покупают в ЕС, Саудовской Аравии, Иране, Китае и даже США. Несмотря на санкции, производитель выходит на новые рынки и адаптирует продукцию под местные запросы.
Компания поставляет натуральные сладости в Японию, где изначально попросили несколько изменить дизайн упаковки. В Азии пастилу без сахара продают через интернет-магазины, а в страны Персидского залива предприятие только начинает выходить.
Интересно, что ни в одной другой стране мира не существует аналога этому продукту – делай качественно и продавай.
2. Электроника из Питера
Что вы знаете о компании Fischer Audio? Примечательно, что изначально фирма из Санкт-Петербурга начинала заниматься продажами дешевых наушников из Китая. Схема была очень простой: купить в Поднебесной электронику, брендировать и продавать на внутреннем рынке.
Сегодня производитель Fischer Audio выпускает собственные наушники для профессионального прослушивания музыки. Продукция пользовалась спросом в ЕС и шла на экспорт через платформу Ebay, но после начала СВО пришлось пересмотреть логические цепочки. В итоге доля экспорта снизилась, но компания продолжает работать и поставляет электронику в разные маркетплейсы – Турция, Азия и некоторые другие регионы мира.
3. Производство материалов и техники
Компания «ТАУ-С» известна только в узких кругах, так как выпускает довольно специфические материалы и технику для нанесения дорожной разметки. Опять же, этого производителя еще до начала СВО знали и уважали во многих странах.
Изначально небольшая компания обеспечивала материалами российских автодорожников, но позже вышла на мировые рынки – Грузия, Армения, Казахстан. И да, все это страны СНГ, но именно оттуда продукция могла поступать дальше в другие регионы мира.
Проблемы с логистикой начались после введения санкций. В компании отмечают, что возить грузы приходится через третьи страны, но в целом развитие продолжается.
4. Цифровые услуги «под ключ»
С развитием цифровых технологий, такие компании как VideoDoska смогли найти для себя огромный рынок. Фирма начала работать относительно недавно в 2016 году, но уже прочно закрепилась на зарубежном рынке. По сути, они начинали с производства маркерных досок со светодиодной подсветкой.
Сегодня VideoDoska предлагает уникальные услуги, а именно видеостудию «под ключ», где можно записывать музыку, создавать тренинги или писать вебинары. Клиент может записывать любые ролики, добавлять крутые эффекты, и все это происходит в режиме реального времени. Компания успела выйти на такие крупные маркетплейсы как «Алибаба» и Europages.
5. Лазертаг и оборудование
Удивительно, но отечественные компании смогли наладить поставки даже столь специфического оборудования. Например, если вы ранее отдыхали в Турции и играли в лазертаг, то скорей всего, это было оборудование от смоленской компании. Производитель из Смоленска LASERWAR считается крупнейшим в России поставщиком оборудования для лазерной игры.
И это не только модели оружия, но и полностью вся электроника «под ключ». В настоящее время компания представлена в 90 странах мира, куда поставляет высокотехнологичные девайсы. Конечно, часть электроники и материалы закупают в Китае, но российские инженеры смогли разработать уникальные проекты игровых фигурок.
Я собрал лишь малую часть российских компаний, работающих на экспорт. Согласитесь, не все так плохо, особенно с учетом санкций и западного давления. Сегодня в приоритете интернет-торговля, с помощью которой можно открывать каналы продаж по всему миру.
Будем надеяться, что наши компании и дальше смогут осваивать зарубежные рынки, а мы сможем чаще узнавать товары на прилавках Made in Russia.