ЕГЭ является для выпускника огромным стрессом. Для тех, кто не сдаёт литературу, географию и химию (то есть для 90%), ЕГЭ по русскому – первый экзамен, и это очень серьёзное испытание. Опыт показывает, что часто ученика нужно подготовить не столько к самому экзамену, сколько к процессу его сдачи – важна не только отработка навыка, но и формирование устойчивости нервной системы выпускника к стрессу. И не факт, что первое сложнее второго.
Гоголь – Гегель – Бебель – Бабель
Ошибки в именах и фамилиях авторов тестов – это просто уже не смешно. Путаются буквы, путаются инициалы, путаются сами фамилии (что у нас творится на ЕГЭ по литературе, вообще лучше на ночь не рассказывать). Один ученик у меня писал текст по Новикову, и его так заклинило, что Новиков превратился в Набокова. Это фактическая ошибка, балл, давайдосвидания. Очень глупая потеря и очень обидная. Кроме того, часто ученики пропускают буквы в именах собственных или меняют их местами. Я от подобных ошибок с ума схожу, стала запрещать писать ученикам полностью имя и отчество автора, потому что они ошибаются, даже когда пишут «Иван Иванович Иванов». Если же им попался Теймураз Мамедович Джафарли, можно смело тушить свет и бросать гранату ставить деньги на то, что балл потерян. Приходится буквально каждому талдычить, что фамилию нужно переписывать по буквам. Ну жалко этот балл невыносимо.
С одной стороны, конечно, ученику может повезти, и за «Алексанрдовича» эксперт балл не снимет. С другой стороны, формально проверяющий имеет право выставить фактическую ошибку, и приходится с этим считаться.
Игра в ассоциации
Так называемая «ассоциативная ошибка» – это довольно распространенное явление в экзаменационных эссе. Случается она, когда мозг ученика плавает в адреналине и уплывает за горизонт. Одна моя ученица написала в эссе «салома», потеряв единственный балл за сочинение. Когда я спросила, как ей это удалось, она сказала, что как раз на этом слове вспомнила про Саломею (да, не перевелись ещё ученики, которые знают, кто это)) Как переклинит мозг в стрессе, вообще никто не может предугадать. Именно поэтому в течение подготовки я постоянно так или иначе имитирую экзаменационный стресс – контрольными, проверочными, диагностическими работами. Понятно, что разница между занятием и экзаменом колоссальная, и тем не менее даже имитация стресса своё дело делает – косяки буквально идут косяками )
Вот новый оборот
Еще советские методисты писали, что различение причастного и деепричастного оборотов – одна из самых сложных тем синтаксиса. С одной стороны, кажется, это касается только средних и слабых по уровню учеников – они действительно обороты часто путают. Однако за годы подготовки к экзамену я поняла, что обороты путают вообще все ученики. Вот вообще все. Даже те, которые готовятся на сотню – с оборотами заклинить может кого угодно. Как такое возможно – загадка природы нервной системы. К счастью, сильный ученик, однажды сделав при тренировке подобную позорную ошибку, следит за собой с особенным усердием, но со средними учениками приходится это, разумеется, отдельно отрабатывать.
А для низкой жизни были числа
Какой процент учеников допускает технические ошибки при выносе цифр в бланк, посчитать нельзя, однако я уверена, что процент этот относительно высокий – во всяком случае, если судить по тренировочному процессу. Во многих заданиях теста открытое количество правильных ответов, и нет учеников, которые так или иначе не запутались бы в трех соснах цифрах. Теряем правильную строку, выносим неправильную, путаем три и два, пока тащим единицу до бланка, она превращается в четверку – и так далее. Тут кроме тренировки вообще ничего не поможет – объяснять здесь нечего, поэтому, чем больше выпускник сделает тестов рукой на листе, тем больше вероятности, что на экзамене он таки донесёт правильные цифры до бланка. Тренировка онлайн, кстати, этот навык вообще не формирует – видимо, при выносе ответа мышкой задействуются какие-то другие мозговые процессы. Обязательно придёт тот день, когда мы будем сдавать ЕГЭ на компьютере, но пока мы работаем с бланками, лично я близко не подпускаю учеников к онлайн-тестам. Только распечатки, только хардкор.
Лучше всего, если ученик допустил побольше подобных ошибок во время подготовки к экзамену. Вытащенные на свет, они показывают ему, как может непрогнозируемо завихряться мозг всего лишь во время контрольной работы у репетитора – что уж говорить об экзамене. Это изумляет и часто расстраивает выпускника, но так он осознаёт, что не застрахован от нелепых, часто даже не поддающихся объяснению ошибок. И чем больше выпускник узнает о самом себе во время тренировки, тем больше шансов на успех у него будет на экзамене.