Исходя из того, что я писал в некоторых своих ранних заметках, кто-то мог подумать, что я склонен идеализировать общества охотников-собирателей или даже истребление человечества. Это не совсем так. Позвольте объяснить своё видение. В них есть следующие положительные стороны:
Поскольку кочевое охотничье-собирательское сообщество более или менее равноправно и очень немногочисленно по сравнению с современным, каждый взрослый человек может иметь значительную роль в важных решениях и не подвергаться влиянию некой огромной системы.
Если кочевой охотник-собиратель пожелает, он сможет быть наедине с собой, и в этом случае он сам принимает все свои решения. (Пример: согласно книге Элизабет Маршалл Томас "Безобидные люди" ("Harmless People"), бушмен по имени Шорт Кви проводил большую часть времени вдалеке от остальных, разговаривая только со своими ближними - женой, дочерью и тёщей.)
Я подозреваю, что такая свобода делает серьёзные восстания редкими явлениями в группах кочевых охотников. Но если член такой группы всё же чувствует потребность в бунте или в побеге, у него гораздо больше шансов на успех, чем у члена современного всемирного технологического общества. Это, на самом деле, главная причина моей симпатии к примитивным обществам - маленькое, слабое общество делает индивида сравнительно сильным и значимым, тогда как индивид в современном обществе абсолютно бессилен и незначителен.
Некоторые люди представляют, что примитивные охотники должны быть грубыми, звероподобными или просто более худшими. Я возражал в других своих записях. Можно утверждать, что у примитивных охотников больше того, что мы зовём "благородными" качествами, чем у современного человека. Но, независимо имеет ли эта идея о "благородном дикаре" что-то общее с реальностью или нет, она для меня наименее любопытна, потому что для меня весь человеческий род (за редкими исключениями) достоин презрения. Хотя в последнее время я более терпим к человеческим недостаткам, но всё ещё сильно осознаю эти недостатки и презираю, даже если дружелюбен к отдельным лицам, проявляющим их. К недостаткам, на которые я главным образом указываю, относятся иррациональность, абстрактность мысли и неспособность освободиться от навязанных ценностей и контекстов. Некоторые люди представляют себе, что современные люди более свободны от "формальных" ценностей, чем люди традиционных обществ. Для человека, как я - отшельника, - это не так очевидно, но ясно, что большинство тех, кто считает себя нонконформистами, на самом деле раболепные конформисты. (Представьте себе людей, верящих в расовое и половое равенство, ненасилие и высшую ценность искусства и философии, описывающих себя как нонконформистов! Представляют ли они себе, что сами изобрели эти идеи?) Однако возможно, что действительно больше психологической свободы в современном обществе, чем в охотничьем, потому что наше общество в стадии перехода: традиционные психологические оковы разрушаются, в то время как намного более эффективные, предоставляемые техникой, внедрены ещё не полностью. Я бы не осмелился утверждать, какое общество предоставляет больше психологической свободы, не имея личного опыта с охотниками. Кроме того, возможно, я даже ошибаюсь в предположении, что охотничье общество предоставляет больше физической свободы, потому что, не имея опыта жизни в нём, я не могу быть абсолютно уверен.
В любом случае, даже в самом примитивном обществе существуют ростки того, что я считаю злом, поскольку все общества имеют потенциал к "прогрессу" в сторону цивилизации. И я более склонен желать исчезновения рода человеческого.
Теперь, рассматривая охоту и собирательство как форму экономики - здесь я действительно идеалист. Под этим я имею в виду, что я предпочёл бы зарабатывать себе на жизнь охотой, сбором растительных продуктов и изготовлением собственной одежды, инструментов и так далее, чем любым другим способом, который я могу придумать. И тут у меня есть некоторый личный опыт, на который я могу опираться.
Приложение: Заигрывание Теда с истреблением человечества
Примерно с 15 до 18 лет я переживал определённую фазу. Её начало наступило до моего поступления в Гарвард, она усилилась во время моего первого курса и в значительной мере угасла примерно к середине третьего. Можно назвать это романтической фазой. Я хотел выражать свои страсти и выражать их свободно, а не стоически, как раньше. Я стал уделять большое внимание музыке и определённым видам литературы.
Как до этой фазы, так и после, я всегда наслаждался музыкой и чтением. Разница была в том, что тогда я считал искусство чем-то важным, но до и после - всего лишь украшением жизни, а не чем-то действительно значимым...
... Мне не нравится большая часть современного искусства, музыки и литературы, потому что она вызывает слишком много переживаний негативного или "болезненного" типа, в то время как старое искусство давало больше прекрасного или героического...
... Во время моей романтической фазы я продолжал мечтать о примитивной жизни, но сильно украшал её романтикой, как звуки горнов в лесу, дикарские плащи из медвежьей шкуры и так далее. В это время меня привлекла немецкая эстетика. Я также прочитал биографию Гитлера от Алана Буллока и заинтересовался нацизмом. Я мечтал о жизни агитатора, призывающего толпы к безумию революционного насилия. Таким образом, я стал бы диктатором и послал бы свою Гестапо за теми, кого ненавидел, и таких было много...
... Когда в подростковом возрасте я фантазировал о том, чтобы стать диктатором, это было точно не от желания социальной власти. Я мечтал отомстить тем, кого ненавидел; стать оратором, поднимающим революции; я мечтал манипулировать огромными, вселенски значимыми силами. Меня не интересовали личные отношения в значимой степени...
... Либо я воображал, что получил власть и перестроил общество так, чтобы гарантировать максимальную индивидуальную автономию; достигнув этого, я ушёл бы проводить остаток жизни в какой-нибудь изолированной дикой местности. Либо же воображал, что стал диктатором, а затем уничтожил бы человечество с помощью ядерной войны или чего-то подобного...
... (По мере того как я осознавал крайнюю сложность реформирования общества так, чтобы гарантировать то, что я считаю достаточной индивидуальной автономией, не уничтожая при этом 99,99% человеческой расы, я всё больше склонялся ко второму типу фантазии, о диктаторстве.)...
... Поскольку шансы остановить технологический прогресс (хотя бы временно) кажутся такими маленькими, я хотел бы, чтобы произошла полномасштабная атомная война, достаточно разрушительная, чтобы истребить род человеческий...
8 мая 1979
Перевод cumslut2002, оригинальное название: An early attempt to argue for hunter-gatherer societies or human extermination