"Высшей роскошью общества технической необходимости будет бонус в виде бесполезного бунта и покорной улыбки."
— Жак Эллюль[1]
Система обыграла трюк с потенциальными революционерами и бунтарями. Трюк настолько оригинальный, что если бы он был запланирован осознанно, то оставалось бы только восхищаться его почти математической элегантностью.
ЧТО СИСТЕМОЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
Давайте начнём с ясного определения того, что Системой не является. Система - это не Джордж Буш младший, его советники и назначенцы, это не жестокие к протестующим полицейские, это не гендиректора международных корпораций, и это не учёные-Франкенштейны в своих лабораториях, преступно экспериментирующие над генами живых существ. Все эти люди - слуги Системы, но сами по себе они её не образуют. На самом деле, личностные и индивидуальные ценности, отношения, убеждения и поведение любого из них могут значительно расходиться с потребностями Системы.
Давайте приведём пример: Системе необходимо уважение к праву собственности, тем не менее гендиректора, полицейские, учёные и политики иногда воруют. (Говоря о воровстве, мы не ограничиваемся фактическим поднятием физических объектов. Можно включить все незаконные способы приобретения собственности, как уклонение от уплаты подоходных налогов, принятие взяток и любое другое взяточничество или коррупцию.) Но то, что гендиректора, полицейские, учёные и политики иногда воруют, не означает, что воровство является частью Системы. Напротив, когда полицейский или политик что-то крадёт, он бунтует против требований Системы об уважении закона и собственности. Тем не менее, даже когда они так поступают, они остаются слугами Системы, пока поддерживают уважение к закону и собственности публично.
Какие бы незаконные действия ни совершались политиками, полицейскими или гендиректорами как индивидами - кража, взяточничество и коррупция являются не частью Системы, но её болезнями. Чем меньше кражи, тем лучше функционирует Система, и вот почему её сторонники и слуги всегда выступают за подчинение закону в общественных выступлениях, даже если им иногда удобно нарушать его в частной жизни.
Приведём другой пример. Несмотря на то, что полиция является исполнителем Системы, полицейская жестокость - не её часть. Когда полицейские избивают подозреваемого, то не выполняют работу Системы, а просто выплёскивают свой гнев и агрессию. Целью Системы не является жестокость или выражение гнева. Касаемо полицейской работы, цель Системы - принудить к подчинению её правилам и сделать это с наименьшим возможным количеством нарушений, насилия и плохой репутации. Так, с точки зрения Системы, идеальный полицейский - тот, который никогда не злится, никогда не использует насилие больше необходимого, и, насколько это возможно, манипулирует, а не применяет силу, чтобы держать людей под контролем. Жестокость полиции - лишь очередная болезнь Системы, а не её часть.
Для доказательств посмотрите на мнения лидеров СМИ. Практически все и практически всегда осуждают полицейскую жестокость. Конечно, отношение главного потокового медиа, как правило, представляет собой консенсус самых влиятельных классов в нашем обществе относительно того, что хорошо для Системы.
То, что было сказано о воровстве, взяточничестве и полицейской жестокости, применимо также к вопросам дискриминации и виктимности, таким как расизм, сексизм, гомофобия, бедность и переработки. Все эти явления вредны для Системы. Например, чем больше чернокожие люди чувствуют себя презираемыми или изолированными, тем больше вероятности, что они обратятся к преступности, и меньше - что они получат образование для карьер, которые сделают их полезными для Системы.
Современная технология с её быстрым и далеко идущим транспортом и разрушением традиционных образов жизни привела к смешению населения, так что в наши дни люди разных рас, национальностей, культур и религий вынуждены жить и работать бок о бок. Если они ненавидят или отвергают друг друга на основе расы, этнической принадлежности, религии, сексуальной ориентации и т. д., возникающие конфликты мешают функционированию Системы. Не считая нескольких старых окаменелостей прошлого, таких как Джесси Хелмс, лидеры Системы очень хорошо это знают, и именно поэтому нас учат в школе и через СМИ верить, что расизм, сексизм, гомофобия и так далее — это социальное зло, которое нужно устранить.
Без сомнения, некоторые лидеры Системы, некоторые политики, учёные и гендиректора, возможно, лично считают, что место женщины — на кухне, или что гомосексуализм и межрасовые браки отвратительны. Но даже если бы так думало большинство из них, это бы не означало, что расизм, сексизм и гомофобия стали бы частью Системы — так же, как наличие кражи среди лидеров не означает, что кража её часть. Система должна как пропагандировать уважение к закону и собственности ради своей собственной безопасности, так и подавлять расизм и другие формы жертвенности, по той же причине. Вот почему Система, несмотря на возможные радикальные мнения отдельных членов элиты, в основном стремится подавлять дискриминацию и виктимность.
Для доказательств посмотрите ещё раз на мнения лидеров СМИ. Несмотря на случайное робкое недовольство некоторых более смелых и бойких комментаторов, медийная пропаганда в подавляющем большинстве случаев придерживается равноправия рас и полов и терпимости к гомосексуализму и межрасовым бракам.[2]
Система нуждается в покорном, ненасильственном, одомашненном, послушном и покладистом населении. Ей нужно избегать любого конфликта или нарушения, которые могли бы помешать упорядоченной работе социальной машины. Кроме того, подавлять или использовать в своих интересах все остальные тенденций, которые могли бы привести к трещинам и беспорядкам, такие как мачизм, агрессивные импульсы и склонность к насилию.
Естественно, традиционные расовые и этнические антагонизмы умирают медленно, мачизм, агрессивность и насильственные импульсы не поддаются лёгкому подавлению, и отношение к полу и гендеру не меняется мгновенно. Поэтому существует множество индивидов, которые сопротивляются этим изменениям, и Система сталкивается с проблемой преодоления их протеста.[3]
КАК СИСТЕМА ЭКСПЛУАТИРУЕТ ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ
Все мы в современном обществе опутаны плотной сетью правил и регуляций. Мы находимся во власти крупных организаций, таких как корпорации, правительства, профсоюзы, университеты, церкви и политические партии, и, следовательно, мы бессильны. В результате рабства, бессилия и других унижений, которые Система нам причиняет, возникает широко распространённое чувство фрустрации, приводящее к протестным настроениям. И вот где Система использует свой самый коварный трюк: через блестящий фокус она оборачивает протесты в свою выгоду.
Многие люди не понимают истоков своей фрустрации, поэтому их протест не имеет конкретной цели. Они знают, что хотят бунтовать, но не знают, против чего. К счастью, Система способна удовлетворить их потребность, предоставляя им список стандартных и стереотипных жалоб, под лейблом которых они могут выразить протест: расизм, гомофобия, женские проблемы, бедность, переработки... весь арсенал "активистских" забот.
Множество потенциальных протестующих клюёт на эту удочку. Борясь с расизмом, сексизмом и так далее, они фактически делают работу за Систему. Несмотря на это, они воображают, что выступают против. Как такое возможно?
Во-первых, 50 лет назад Система ещё не была обязана поддерживать равенство чёрных, женщин и гомосексуалов, поэтому действия в пользу этих категорий действительно были формой протеста. Следовательно, эти проблемы стали общеприняты как протестные. Они сохранили этот статус и сегодня просто в качестве традиции; то есть потому, что каждое новое поколение протестующих имитирует предыдущее.
Во-вторых, до сих пор есть значительное количество людей, как я уже указывал ранее, которые противятся социальным изменениям, требуемым Системой, и некоторые из них даже являются представителями власти, такими как полицейские, судьи или политики. Эти протестующие представляют собой мишень для потенциальных мятежников, кого-то, против кого можно восстать. Комментаторы, как Раш Лимбо, способствуют этому, ругая активистов: увидев, что они кого-то разозлили, активисты создают иллюзию протеста.
В-третьих, чтобы довести себя до конфликта даже с большинством лидеров Системы, полностью принимающих социальные изменения в угоду Системе, потенциальные протестующие настаивают на решениях, шагающих дальше, чем то, что лидеры Системы считают разумным, а также проявляют излишнее возмущение по поводу мелких вопросов. Например, требуют репарации чёрным, а также часто бывают вне себя от любой критики в адрес меньшинств, независимо от того, насколько она осторожна и разумна.
Так, активисты могут сохранить иллюзию того, что выступают против Системы. Но это абсурд. Агитация против расизма, сексизма, гомофобии и подобных проблем - не больший протест, чем агитация против политического воровства и коррупции. Те, кто борются с воровством и коррупцией, не протестуют, а действуют как исполнители: помогают сохранить политиков в подчинении правилам Системы. Те, кто борются с расизмом, сексизмом и гомофобией, также действуют как исполнители: помогают Системе подавлять девиантные расистские, сексистские и гомофобные взгляды, которые создают для неё проблемы.
Однако активисты действуют не только как исполнители Системы. Они также выступают в роли как бы громоотвода, отвлекающего общественное недовольство от Системы и её институтов. Например, есть несколько причин, почему для Системы было выгодно вывести женщин из дома на рабочие места. Пятьдесят лет назад, если бы Система, представленная правительством или СМИ, начала с нуля пропагандистскую кампанию с целью сделать социально приемлемым для женщин сосредотачивать свою жизнь на карьере, а не на домашних обязанностях, естественное сопротивление человека к изменениям вызвало бы широкое общественное недовольство. В действительности изменения были возглавлены радикальными феминистками, которых институты Системы догоняют на безопасном расстоянии. Недовольство более консервативных членов общества было направлено в первую очередь против радикальных феминисток, а не против Системы и её институтов, потому что изменения, поддерживаемые Системой, казались медленными и умеренными по сравнению с более радикальными решениями феминисток, и даже эти относительно медленные изменения рассматривались как навязанные Системе под давлением радикалов.
ИСТОЧНИКИ
1. Жак Эллюль, "the Technological Society", в переводе Джона Уилкинсона, издание Alfred A. Knopf, Нью-Йорк, 1964, страница 427.
2. Даже поверхностный взгляд на СМИ в современных индустриализованных странах, или даже в догоняющих, подтвердит, что Система нацелена на устранение дискриминации по расе, религии, полу, сексуальной ориентации и так далее. Легко можно найти тысячи иллюстративных примеров, но здесь мы приводим лишь три из разных стран.
Соединённые Штаты: "Public Displays of Affection", "U.S. News & World Report", 9 сентября 2002 года, страницы 42-43. Этот материал даёт хороший пример того, как функционирует пропаганда. Он занимает вроде бы объективную или нейтральную позицию по поводу гомосексуальных партнёрств, уделяя некоторое внимание точке зрения тех, кто против общественного признания гомосексуализма. Но любой, кто прочтёт статью, с её явным сочувствием к гомосексуальной паре, останется с впечатлением, что принятие гомосексуализма желательно и в долгосрочной перспективе неизбежно. Особенно важна фотография представленной гомосексуальной пары: выбрана физически привлекательная и хорошо сфотографированная пара. Никто, даже с малым пониманием пропаганды, не сможет не углядеть, что статья представляет собой пропаганду в пользу принятия гомосексуализма. И имейте в виду, что "U.S. News & World Report" - это журнал правого направления.
Россия: ""Putin Denounces Intolerance", "The Denver Post", 26 июля 2002 года, страница 16A. "МОСКВА — Президент Владимир Путин категорически осудил расовую и религиозную предвзятость в этот четверг... 'Если мы позволим этой шовинистической бактерии национальной или религиозной нетерпимости развиваться, мы разрушим страну', - сказал Путин в высказываниях, широко ретранслированных по российскому телевидению в четверг вечером." И так далее.
Мексика:"Persiste racismo contra indfgenas" ("Racism against indigenous people persists"), "El Sol de México", 11 января 2002 года, страница 1/B. Подпись к фотографии: "Несмотря на усилия придать важность коренным народам нашей страны, они продолжают сталкиваться с дискриминацией...". В статье рассказывается о действиях мексиканских епископов по борьбе с дискриминацией, но говорится, что епископы хотят "очистить" индейские обычаи, чтобы освободить женщин от их традиционно низкого статуса. "El Sol de México" славится своим правым направлением.
Кто бы хотел потратить время, мог бы умножить количество примеров в тысячу раз. Доказательства, что Система сама нацелена на устранение дискриминации и жертвенности, настолько очевидны и повсеместны, что удивляешься убеждению радикалов, будто борьба с этими пороками - форма протеста. Можно объяснить это лишь известным профессиональным пропагандистам явлением: люди склонны блокировать, не замечать или не помнить информацию, которая конфликтует с их идеологией. См. интересную статью "Propaganda" в the New Encycl. Brit., том 26, Макропедия, 15-е издание, 1997 год, страницы 171-179, особенно страницу 176.
3. В этом разделе я сказал о том, чем Системой не является, но не что представляет собой Система. Мой друг указал, что это может оставить читателя в недоумении, поэтому мне лучше объяснить, что цель этой статьи не требует точного определения того, что такое Система. Мне не удалось придумать способ определить Систему одним хорошо сформулированным предложением, и я не хотел ломать связность статьи длинным, неуклюжим и необязательным отступлением, посвящённым вопросу о том, что такое Система, поэтому оставил вопрос без ответа. Не думаю, что мой отказ отвечать на него серьёзно повлияет на понимание читателем той точки зрения, которую я хочу выразить в этой статье.
Перевод cumslut2002, оригинальное название the System's Neatest Trick