Найти в Дзене
Прогулка со смыслом

Тверской императорский дворец - это обязательно нужно увидеть!

Врать не стану, ехала в Тверь, зная только, с какого вокзала уходит электропоезд Ласточка.

В планах было посещение Путевого дворца (или Императорского дворца), но ничего ровным счетом ни о нем, ни о размещающейся в нем картинной галерее, я не знала.

И то, что я увидела, меня поразило. Во-первых, потому что Дворец сам по себе прекрасен, это всеми любимая императорская парадная архитектура 18-19 вв. с очень милым садом. А во-вторых, потому что областная картинная галерея, которая располагается во Дворце, очень крутая. Сотрудники очень контактные, охотно и с большой любовью рассказывают о музее и коллекциях. Это живая история коллекционирования, с кропотливым трудом, с экспроприацией и одновременно со спасением каких-то невероятных вещей.

И все это в 2-х часах от Москвы.

Дворец, вид на реку. Фото с сайта Тверской картинной галереи https://gallery.tverreg.ru/
Дворец, вид на реку. Фото с сайта Тверской картинной галереи https://gallery.tverreg.ru/

Немного из истории Дворца.

После пожара 1763 года в Твери оказалась уничтожена вся центральная часть деревянного города. Екатерина Великая подписывает указ "О принятии мер по восстановлению Твери", в соответствии с которым начинается строительство путевого дворца, необходимого для остановок по дороге из Петербурга в Москву. Его возводят на месте сгоревшего архиерейского дома Тверского кремля. Что удивительно при большой реставрации 2012-2016 года, когда вскроют одну из стен главного здания, то обнаружат кладку конца 18 века и старше. Вероятно, как раз она и есть часть архиерейского дома.

Архитектор дворца - Петр Никитин, его помощником был Матвей Казаков.

Весной 1767 года Екатерина II приезжает в Тверь с инспекцией работ по перестройке города и останавливается в строящемся дворце, в новом парадном зале которого состоялся первый императорский прием.

В 1809 году архитектор Росси начинает перестройку Дворца для сестры Александра I - Екатерины Павловны. Дворец - это свадебный подарок сестре и ее мужу принцу Георгу Ольденбургскому. Росси оформляет интерьеры, меняет мебель, декор и даже внешний облик дворца тоже меняет. России достраивает аркадный пандус, на который можно было выйти из угловых покоев Великой княгини на втором этаже. Очень мило из покоев сразу спуститься в сад.

этот пандус не сохранился
этот пандус не сохранился

Это уже не просто Путевой дворец, в этом императорском подарке супруги прожили три года. Они вели очень светский образ жизни, устраивали балы, вели литературный салон, куда приглашали видных деятелей из Москвы и Петербурга -Ф.Ростопчина, И.Дмитриева. Сюда приезжал Карамзин, читал Александру I свою Историю государства Российского.

Екатерина Павловна очень любопытная фигура, незаслуженно обойденная вниманием учебников. Кстати, есть мнение, что ее двор в Твери даже стал центром консервативной оппозиции Александру, и чуть ли не замысел был на возведение ее на российский престол.

Но в 1812 году от тифа скончался супруг, а Екатерина Павловна стала подвержена психопатологическим припадкам и уехала из Твери в Петербург, а потом и заграницу. В 1816 году она вышла замуж за Вильгельма Вюртембергского и стала королевой Нидерландов. К сожалению, королева скоропостижно скончалась 9 января 1819. Легенда гласит, что простудилась, преследуя верхом своего неверного мужа, отправившегося на тайное свидание.

Какие страсти! Любовники, оппозиционный кружок, литературный кружок, кружок по фото, два брака, каждый из которых длился по три года, в каждом родилось по два ребенка, всего четыре. И это за 30 лет жизни. Очень энергичная женщина.

Вернемся к Дворцу. Во Дворце располагался до революции и Тверской музей, и с 1989 г. резиденция тверских губернаторов. В 1917г., когда он был национализирован, в главном здании находились советы рабочих и крестьянских депутатов. Но даже в эти буйные годы часть дворца сохраняла музейный статус, а после 1961 года - все здание целиком передано музейным учреждениям.

Интерьеры дворца не сохранились, все было утрачено в ВОВ. Википедия скромно пишет, что в 1941 году фашистами была разрушена часть здания, но Википедия врет, а вернее в своей парадигме подменяет реальность. Немцы подожгли Дворец, ровно, как все сжигали после себя: Царское Село, Петергоф.

Источник: pastvu.com
Источник: pastvu.com
Немецкое кладбище у дворца. Восстановление дворца шло с 1942 по 1948 гг. Источник: pastvu.com
Немецкое кладбище у дворца. Восстановление дворца шло с 1942 по 1948 гг. Источник: pastvu.com

Сами здания тоже пострадали, в парадный зал попал снаряд, например, конечно, Дворец восстанавливали и после войны, и в конце 90-х. Но он требовал комплексной реконструкции. Глобальные реставрационные работы начали в 2012 году по соглашению, подписанному Правительством РФ, Правительством Тверской области и Всемирным банком, об инвестициях по реставрации Тверского императорского путевого дворца в рамках программы «Сохранение культурного наследия России».

В газетах писали, что на проект реставрации и реконструкции выделили 4 миллиарда рублей, что впечатляет. Восстанавливали тот вид зданий, который они имели в 1870 году, ближе к проекту Рязанова, который перестроил дворец в 1864 году.

Также вскрывали все внутри, кровлю, пол, перекрытия - до кирпичной кладки. Меняли планировку советского строительства во дворце, убирали все материалы того времени. При работах пользовались фотографиями интерьеров дворца, сделанными до 1917 года.

Фото до 1917 года. Интерьеры комнат тверского путевого дворца. Источник: www.lostart.ru.
Фото до 1917 года. Интерьеры комнат тверского путевого дворца. Источник: www.lostart.ru.

Во время реставрации находили старинные предметы: расписные изразцы XVIII-XIX века, элементы архитектурно-декоративной лепнины, фрагменты осветительных приборов, включающая в себя наборные элементы люстр, такие как ободы с растительными орнаментами, фрагменты подвесок из горного хрусталя, фрагменты стеклянных плафонов, части канделябров, жирандолей, настенных бра.

Эти находки, старые фотографии позволили воссоздать более точно интерьеры Дворца.

Конечно, большая часть интерьера - заново изготовлена, это не только разные виды полового покрытия (паркет, плитка), но и мебель (диваны, стулья, кресла, консоли), люстры, канделябры, камины.

Однако, есть и вещи оригинальные, находившиеся во Дворце в разное время. Там есть россиевский гарнитур мебели, куропаточный набор стульев... Это чудо, что такие вещи сохранились сквозь революцию и войну.

Несмотря на то, что воссозданы заново интерьеры и элементы декора, все таки, не поворачивается назвать это новоделом, это место с историей, и война тоже его история. Ну вот так.

Открыли Дворец для посещений в 2017 году и сейчас он не только памятник истории и архитектуры, но и место размещения Тверской картинной галереи, в которой есть как постоянная экспозиция, так и временные.

Посмотрите на интерьеры.

Парадный зал. Фото с сайта Тверской картинной галереи.
Парадный зал. Фото с сайта Тверской картинной галереи.

Гербовый зал, с гербами Москвы, Петербурга, Твери и уездных городов Тверской губернии. Фото с сайта Тверской картинной галереи.
Гербовый зал, с гербами Москвы, Петербурга, Твери и уездных городов Тверской губернии. Фото с сайта Тверской картинной галереи.
Кабинет княгини Екатерины Павловны, ее портрет на стене. Здесь стоит столик для рукоделия, принадлежавший Екатерине Павловне, украшенный вензелем, под двумя портретами на противоположной стене. Фото с сайта Тверской картинной галереи.
Кабинет княгини Екатерины Павловны, ее портрет на стене. Здесь стоит столик для рукоделия, принадлежавший Екатерине Павловне, украшенный вензелем, под двумя портретами на противоположной стене. Фото с сайта Тверской картинной галереи.
Голубая гостиная, на фотографии часть Россиевского гарнитура кресла и столик со сфинксами, а еще сохранились диван, кресла, пуфики, столик. Это был большой комплект мебели, изготовленный по рисункам Росси. Гарнитур был огромный - 70 предметов, свадебный подарок императора сестре Екатерине Павловне. Александр самолично утверждал проект. Фото с сайта Тверской картинной галереи.
Голубая гостиная, на фотографии часть Россиевского гарнитура кресла и столик со сфинксами, а еще сохранились диван, кресла, пуфики, столик. Это был большой комплект мебели, изготовленный по рисункам Росси. Гарнитур был огромный - 70 предметов, свадебный подарок императора сестре Екатерине Павловне. Александр самолично утверждал проект. Фото с сайта Тверской картинной галереи.
Гарнитур с куропатками... Это рисунок французского художника из Леона, который был очень популярен в императорских дворцовых интерьерах - в Петергофе есть куропаточная гостиная со стенами в таком рисунке. Предположительно в реконструкцию при Александре II этот гарнитур из более чем 20 предметов привезли из какого-то императорского дворца в Тверь. Сейчас во Дворце 10 предметов из гарнитура, обивка подлинная, стоят в Малиновой гостиной.
Гарнитур с куропатками... Это рисунок французского художника из Леона, который был очень популярен в императорских дворцовых интерьерах - в Петергофе есть куропаточная гостиная со стенами в таком рисунке. Предположительно в реконструкцию при Александре II этот гарнитур из более чем 20 предметов привезли из какого-то императорского дворца в Тверь. Сейчас во Дворце 10 предметов из гарнитура, обивка подлинная, стоят в Малиновой гостиной.

Дворец издавна выполнял функции музея, и в настоящее время здесь расположена Тверская областная картинная галерея и ее чудесное собрание картин, фарфора, фаянса, икон, скульптуры и многого другого.

Коллекция фарфора и фаянса просто удивительная. Во первых, в одной из комнат представлены редкие образцы Мейсенского фарфора.

Фарфоровая мануфактура «Meissen» - это знаменитое старинное (с 1710 года) немецкое производство фарфоровых изделий высокого качества и высокой сложности, с большой долей ручного труда. До сих пор они используют 300-летние рецепты красок, старые формы. А зачем менять, если и так все шикарно. Никто дольше и лучше, чем они, не делает фарфор.

В России мейсеновский фарфор был очень популярен среди знати, моду ввела, конечно, Екатерина Великая. По некоторым сведениям в 1770 году в Россию было ввезено 40 % всего экспорта фарфора «Meissen». В конце 18 века на мануфактуре были выделены специальные дни для производства товара для России.

В 1766 году Екатерина для графа Потемкина заказала на Мейсеновской мануфактуре столовый сервиз из 1000 предметов для Охотничьего домика в Царском селе. Большее количество предметов было только в знаменитом Лебедином сервизе для графа Брюля. Сейчас большое количество предметов из Охотничьего сервиза хранится в Эрмитаже.

Часть охотничьего сервиза из Эрмитажа. Фото из интернета
Часть охотничьего сервиза из Эрмитажа. Фото из интернета
Часть Лебединого сервиза. Фото из интернета.
Часть Лебединого сервиза. Фото из интернета.

Фарфор вещь хрупкая, много было утрачено. Это и посуды касается, и фигур. Но вот в Твери мейсеновский фарфор есть, и это фигуры удивительно большого размера и сложности. Например, огромный яркий петух, фигура "Портной на козле".

Вот такой Портной на козле есть в Эрмитаже. Фото с сайта Эрмитажа
Вот такой Портной на козле есть в Эрмитаже. Фото с сайта Эрмитажа
И такая фигурка есть в Тверском императорском дворце - найти 7 отличий, называется.
И такая фигурка есть в Тверском императорском дворце - найти 7 отличий, называется.

В конце статьи видео из Дворца, Мейсеновский фарфор там есть.

Второе, что поражает, кроме Мейсеновского фарфора, это большая коллекция из Конаковского фаянсового завода. У этого завода тоже большая история - с 1809 года. Завод менял владельцев, названия. Самым известным его владельцем стал в 1870 году выдающийся русский предприниматель, Матвей Сидорович Кузнецов. К концу XIX в. он владел практически всеми фарфорово-фаянсовыми центрами За свою продукцию Кузнецов получил высокое звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества".

Часы Фабрики Кузнецова. Фото с сайта музея
Часы Фабрики Кузнецова. Фото с сайта музея

После революции завод продолжил работу, но уже с фаянсом и, конечно, в тематике советского искусства. При заводе был уникальный музей, в котором собиралась коллекция посуды и украшений из фарфора и фаянса.

Убила завод не революция и не войны, он не пережил перестройки и распила активов в последующем банкротстве.

Когда на завод пришли новые люди, уникальный музей с коллекционными изделиями оказался в сложной ситуации, и фактически на грани разграбления. Именно Тверская галерея стала выкупать экспонаты музея и теперь они представлены во Дворце.

Фото с сайта музея
Фото с сайта музея
Фото с сайта музея. Софья Прессман. Чернильница с подставкой под карандаши, 1930г. Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина
Фото с сайта музея. Софья Прессман. Чернильница с подставкой под карандаши, 1930г. Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина
Фото с сайта музея. Тарелка "К десятилетию октября". Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина
Фото с сайта музея. Тарелка "К десятилетию октября". Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина
Фото с сайта музея. Десертное блюдо "Гуси", 1934г. И.Ефимов. Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина
Фото с сайта музея. Десертное блюдо "Гуси", 1934г. И.Ефимов. Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина
Фото с сайта музея. Предметы из сервиза "Канал Москва-Волга", 1938г. Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина
Фото с сайта музея. Предметы из сервиза "Канал Москва-Волга", 1938г. Конаковский фаянсовый завод им. М.И.Калинина

Кроме коллекции фарфора и фаянса Тверская областная картинная галерея поражает большой коллекцией живописи.

Основу этой коллекции составили предметы, национализированные из усадеб Тверской губернии после революции. Грустная история, но из песни слова не выкинешь. Самая большая коллекция живописи- из усадьбы князей Куракиных, насчитывала более 500 произведений. Здесь работы старых европейских мастеров: французских, голландских, итальянских, английских, портреты царей и императоров из династии Дома Романовых, портретов многочисленных представителей семьи Куракиных, их родственников, друзей, знакомых, в том числе и кисти таких известных художников, как И. Я. Вишняков, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский; многочисленные пейзажи с изображением княжеских имений, находившихся в различных губерниях России.

С 1937 года музей сам активно скупает работы современных авторов. Непосредственно из мастерских приобретаются работы А. А. Дейнеки, А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона и других известных художников.

Также музей приобретает коллекцию певца Русской частной оперы Г. П. Маликова, собиравшего работы русских художников конца XIX — начала XX века. Она перемещалась в галерею постепенно: в 1930-е - 1950-е годы картины приобретались у самого певца, а позднее — у его наследников. Значение этой коллекции трудно переоценить. Среди вещей, входивших в нее, такие шедевры, как «Лесистый берег» И. И. Левитана и «Купальня в парке» С. Ю. Жуковского, четыре живописных произведения В. И. Сурикова (из пяти имеющихся в галерее), работы В. Е. Маковского, И. Е. Репина, М. В. Нестерова, И. И. Машкова, Н. П. Крымова, И. Э. Грабаря и др. (всего более 40 экспонатов).

Был и третий путь пополнения коллекций, это получение в дар. Так в 1922 году была передана в дар музею частная коллекция М. М. Грачева и А.П.Катковой — картины И. К. Айвазовского, А. В. Тыранова, М. Н. Воробьева, братьев Чернецовых, Г. И. Семирадского. И сейчас, по словам сотрудников, музей пополняется за счет переданных в дар в большом количестве произведений искусства.

В последние сложные годы 20-го в. музей продолжал разыскивать и выкупать работы, например, картины «домоткановского» периода Валентина Серова, коллекцию живописных и графических произведений Ю. А. Васнецова; картину Г. В. Сороки «Вид на усадьбу Островки с Большого острова», считавшейся пропавшей с 1917 года.

Коллекция живописи огромна и удивительна. Дня не хватит все обойти.

Левитан. Лесистый берег. Сумерки. Фото с сайта музея
Левитан. Лесистый берег. Сумерки. Фото с сайта музея
Репин. Портрет Леонида Николаевича Андреева. Фото с сайта музея
Репин. Портрет Леонида Николаевича Андреева. Фото с сайта музея
Маковский, В мастерской художника. Фото с сайта музея.
Маковский, В мастерской художника. Фото с сайта музея.
Айвазовский. Вид Вико близ Неаполя. Фото с сайта музея
Айвазовский. Вид Вико близ Неаполя. Фото с сайта музея
Суриков. Вид города Красноярска. Фото с сайта музея
Суриков. Вид города Красноярска. Фото с сайта музея
Дейнека. Стахановцы. Эскиз панно «Знатные люди Страны Советов» для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. Фото с сайта музея.
Дейнека. Стахановцы. Эскиз панно «Знатные люди Страны Советов» для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже. Фото с сайта музея.

Остановлюсь на этом. Лучше, приезжайте в это чудесное место сами и посмотрите на все своими глазами.

Небольшое обещанное видео из дворца здесь