После появления на фронтах колесных самоходных гаубиц "Цезарь", "Богдана" и "Арчер". В России был реанимирован проект отечественной колесной САУ "Мальва" с 152-мм гаубицей "Мста-С", разрабатывающийся с 2019 г.
Хотя гаубица "Мста-С/Б" в настоящее время подустарела, решили все же выпускать "Мальву" серийно.
Дело в том, что в начале 1990-х гг. страны НАТО начали внедрять свою концепцию "поражения вторых эшелонов", для чего подняли требования по максимальной дальности стрельбы своих гаубиц.
У СССР, а потом и России не было времени и денег заниматься модернизацией 152-мм гаубиц "Мста-С/Б". В конце 1980-х гг. на вооружение приняли самоходку "Мста-С" и буксируемый вариант "Мста-Б".
На начало 1990-х гг. характеристики гаубицы были приемлемыми, но затем началось отставание по дальности стрельбы.
Не создавался колесный вариант гаубицы, а он дешевле гусеничного и передвигается по шоссе значительно быстрее.
Видимо военные сами не верили, что стрельба с колесной платформы не может быть точной, у того же "Цезаря" есть массивный упор, чтобы куда-то попадать.
Для повышения дальности стрельбы натовцы увеличили длину ствола, улучшили аэродинамическую форму снаряда. Совершенствовали активно-реактивные и управляемые снаряды.
У "Мальвы" как и гусеничной "Мсты-С" ствол длиной 47 калибров и дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом на 24 км, с управляемым снарядом "Краснополь" до 40 км. У иностранцев управляемым артиллерийским снарядом "Эскалибур" дальность стрельбы достигает 70 км, активно-реактивным до 40 км. А простым осколочно-фугасным снарядом до 30 км.
Наиболее современная шведская колесная гаубица "Арчер" стреляет на 50 - 60 км управляемым снарядом "Эскалибур", простым активно-реактивным снарядом до 40 км, снарядом с улучшенной аэродинамикой до 54 км, а обычным на 30 км.
Как видим отечественная гаубица с ее 24 - 40 км существенно уступает иностранным образцам.
Достоинством "Мальвы" является наличие системы управления огнем она позволяет производить "огневой налет" на цель, когда в одну точку летят сразу несколько снарядов под разными углами.
Автомата заряжания у гаубицы нет.
Есть у "Мальвы" и другие недостатки, судя по всему противоминной защиты у нее нет, экипаж не может вести огонь из кабины, сама кабина слабо бронирована.
Конечно, можно модернизировать "Мальву": добронировать кабину, увеличить дальность стрельбы, в том числе увеличить длину ствола.
Нужно вложить существенные средства для выпуска более длинного ствола, разработки новых активно-реактивных снарядов. Или стрелять планирующими бомбами, крылья которых будут раскрываться в воздухе.
На это надо время и неизвестно на какой стадии работы находятся.
Неизвестно появится ли в скором времени новейшая САУ "Коалиция-СВ" в колесном варианте.
Есть еще один вопрос, если уже есть принятый на вооружение 130-мм артиллерийский комплекс "Берег" А-222, может лучше разработать дальнобойный управляемый снаряд для него?
Конечно могущество 152-мм снаряда "Мсты" выше, чем 130-мм, но может выпускать сразу две машины на двух конвейерах? Целей хватит на всех.
А сейчас можно заключить, что "Мальва", конечно нужная гаубица, но требуется ее дальнейшее совершенствование.
Спасибо за прочтение.