Найти тему
Территория мяса

А может ну его... Стоицизм

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Что вы представляете, когда слышите о стоиках?

Серьезных мужчин с непроницаемыми лицами?

О нет, друзья, это не так.

Стоики, это люди, которые знают, что хотят от жизни и стараются не париться, когда вокруг происходит "какая-то дичь".

Среди всех существующих в мире вещей, одни зависят от нас, а другие нет. От нас зависят наши мысли, побуждения, желания, страхи, то есть все то, где действуем мы сами; не зависят от нас наше тело, деньги, репутация, государственные учреждения, то есть все то, где действуем не мы сами.

Здесь и далее я буду цитировать Эпиктета, деревне-римского философа, стоика.

Стоицизм объединяет правителей, полководцев, рабов. Как раз из рабов и был Эпиктет. У него была повреждена нога и он был вынужден всю оставшуюся жизнь страдать. Но относился к этому, как вы понимаете — философски.

Болезнь – это ограничение для тела, но не для свободы выбирать в соответствии с естественным ходом жизни, если только ты не отрекаешься от себя. Хромота – это ограничение для тела, но не для свободы выбора. Запомни это и применяй при любой возможности: ты увидишь, что ограничения существуют для вещей и для других людей, но не для тебя.

Кто-то подумает, что это очередная философия, которая за все хорошее и против всего плохого, но я вас разуверю в этом. Стоицизм учит, что ты можешь идти любым путем, но ты должен осознавать, что за все тебе придется заплатить свою цену. Если ты будешь заботиться о внешних благах, то не станешь на путь философии и не обретёшь покоя в душе.

Интересны рассуждения стоиков о родине и патриотизме, что актуально сейчас как никогда.

Ты говоришь, что твоя родина останется без поддержки, если ты не сможешь ей помогать. И ещё раз, о какой помощи ты говоришь? Ты не можешь подарить ей ни общественные бани, ни храмы. И что с того? Сапожник ей разве дарит обувь, а кузнец оружие? Достаточно и того, что каждый выполняет свою работу. Работая над тем, чтобы создать еще одного гражданина, преданного и полного самоуважения, разве ты ничего не делаешь для своей отчизны? Конечно же делаешь! И так ты можешь быть полезен своей родине.

Подумал Эпиктет и о наших депутатах, наставляя их на путь истинный.

“Какое положение смогу я занять в городе?” То, где ты сможешь оставаться честным и достойным уважения. Но если желая служить родине, ты сводишь на нет добродетели, теряешь всякий стыд, честность и самоуважение, то чем вообще ты можешь быть полезен своей отчизне?

Интересны суждения насчёт критиков и тех, кто старается нас задеть бранным словом. О хейтерах Эпиктет говорит следующее.

Когда кто-то оскорбляет тебя или причиняет вред, помни, что человек совершает это в убеждении, что он прав. Он не может исправить своё поведение согласно твоему разумению, ведь каждого человека направляет собственный образ мыслей, и если этот образ мыслей ошибочный, то человек сам причиняет себе вред, пребывая в заблуждении. И в самом деле, если сложная истина выглядит как ложь, виновата не сложность истины, а ошибочное восприятие её человеком. Основываясь на этом принципе, ты сохранишь хладнокровие когда тебя оскорбляет и ты только скажешь себе: “А, вот что он думает”.

Не обошел стороной Эпиктет и секс.

Что касается секса, по мере возможности, храни себя в чистоте до брака. Когда занимаешься любовью, бери свою долю разрешённых удовольствий. Тем не менее не будь ханжой по отношению к людям, вступающим в сексуальные связи вне брака и не порицай их, как цензор

Стоицизм учит нас в бушующем мире сохранять свою целостность.

Помочь в этом должно представление о том, что от нас зависит лишь наше отношение к событиям, на остальное мы мало можем повлиять. Но вместе с тем не нужно сидеть сложа руки. Если ты поставил цель, то добивайся своего, не смотря на любой исход, ведь и плохой результат тоже закономерен и не всегда зависит только от тебя.

И в окончание об эмпатии и сочувствии. Вещах, которым мы мало уделяем внимание.

Когда ты видишь кого-то, оплакивающего ссылку сына или потерю имущества, не позволяй себе верить, что это события причинили горе человеку: этому человеку причинило горе не то, что произошло (иначе на всех людей это бы влияло одинаково), а его восприятие этих событиях как горестных. В то же время, не отказывай человеку в разумном сочувствии его горю и даже если нужно поплачь вместе с ним; только будь осторожен и следи за тем, чтобы его чувства не захватили тебя тоже.

Всегда нужно оказать моральную поддержку человеку, если он страдает, даже не смотря на свои принципы и знание, что человек страдает от своего отношения к ситуации. Ведь при смерти соседей, знакомых мы обычно рассуждаем, что " мы все равно или поздно умрем", но при смерти родных и близких заходимся в слезах и в горе. Между тем событие ухода из жизни человека в обоих случаях одинаково.

Наше мнение и суждения о событиях, происходящих вокруг — вот на что мы действительно можем влиять. Остальное нам неподвластно. Так стоит ли переживать о том, что нам недоступно? Не лучше ли быть свободным от этого?